Як-9. Сборка (в процессе)

Тип статьи:
Авторская

Разработка модели описана в статье Як-9. Полукопия. В данной статье постараюсь подробно описать процесс сборки модели. Проект планируется длительным с паузами, сборка будет вестись только в клубе, так что запаситесь терпением. Итак, приступим...

11.12.2016г. Решение фрезеровать детали не лазером а фрезером добавило кучу неинтересной работы надфилем, но трудностей мы не боимся. Благодаря Сергею и Саше получили три вот таких листа фанеры:

К такому обилию деталей я был готов, но весь день ушел на отделение деталей от листов. В результате получили чемоданчик деталей и коробочку дровишек для дачи.

Глядя на эти объемы, появилось желание приделать к электролобзику надфиль и облегчить себе работу. Подумаем над этим...

Взвешивать нарезку смысла не вижу, т.к. в деталях присутствуют множество временных элементов, которые будут удалены в процессе сборки.

Закуплены трубы диаметром 10мм, 18мм (2шт), 22мм и прямоугольного сечения 10х20мм.

19.12.2016г. Пять шпангоутов вклеил в полку для оборудования, приклеил внутренние боковины и мотошпангоут. Клей — ПВА.

Сборка сразу на трубе. Для облегчения сборки трубу поместил на стапель (даже не стапель, а так, подставка).

14.01.2017г. Вклеил подпорки для фюзеляжной ниши шасси.

Корневые нервюры занимают свое место.

Нижние части шпангоутов Ф9 и Ф10 вклеил в корневые нервюры.

15.01.2017г. Передние части нервюр вклеены на свои места.

Шпангоуты Ф11, Ф12, Ф13.

Пара полок крышки ложатся сверху шпангоутов.

21.01.2017г. Шпангоуты хвостовой части нанизаны на трубу, вклеен верхний стрингер гаргрота.

Нижний стрингер вклеен. Теперь все шпангоуты стоят точно на своем месте.

Вклеена полка вспомогательной качалки руля направления.

Полка заднего ретракта вклеена. Крайний шпангоут не приклеен — рано.

Модель занимает второй стол, ничего, мы к этому готовы, рабочее место пока позволяет.

22.01.2017г. Столярные работы уступают место работам слесарным. Изготавливаем дополнительную качалку. Подшипник совсем не обязателен, просто их есть у нас.

Качалка установлена на место.

От машинки до качалки передача будет угольной трубкой, от качалки до кабанчика руля направления — тросами.

Начинаем изготовление заднего ретракта. Отрезаем заготовку от прямоугольной трубы.

Оставляем крепежные ушки.

Сверлим отверстие для оси ретракта и фрезеруем паз.

Крепежные отверстия и верхнее окошко.

Нижняя часть корпуса ретракта.

Корпус готов, отрезаем заготовку для поворотного кулачка.

Ножовка, дрель + несколько движений напильником и надфилем — получаем поворотный кулак.

Собираем ретракт и устанавливаем на модель. Оба крайних шпангоута еще не вклеены.

Устанавливаем сервопривод заднего ретракта. Серва не быстрая, но с металлическим редуктором.

Хорошие новости: лазерная нарезка готова, в выходные доедет до нас.

28.01.2017г. Ура! Свершилось! Непривычного цвета и запаха посылочка у нас в кружке. Краткий осмотр показал высочайшую точность реза, все стыкуется точно, без зазоров с приятным уху щелчком.

Фрезерная нарезка отложена до лучших времен, приступаем к сборке. За сегодняшний день собрал все до состояния сборки фрезерной нарезки. Можно и быстрее, но я еще детальки немного шкурил, чтобы налет дымный убрать, так красивее.

29.01.2017г. Вклеены две корневых нервюры стабилизатора.

Нервюры киля заняли свое место.

Усилитель передней кромки киля вклеен в нервюры и фюзеляж.

Наклонный шпангоут вклеен. Там еще должна быть вспомогательная (только для сборки) полочка, пазы под нее есть в двух шпангоутах, но что-то я ее в нарезке не нашел, надо проверить файлы резки. Впрочем, и без этой полки шпангоут точно на место сел.

Заключительный шпангоут.

Может быть правы друзья, считающие что у меня гигантомания?

Начинаем сборку капота. Верхняя часть:

И нижняя часть:

Капот зафиксирован на фюзеляже, готов к наклейке стрингеров и зашивке.

Разобрал все оставшиеся детальки — точно надо проверить файл для резки.

Работа заднего ретракта (вместо задней стойки пока отрезок вязальной спицы).

31.01.2017г. Все детальки в файлах для резки пересмотрены, результаты не в мою пользу — косяки все мои. Сам себя оправдываю большим количеством деталей. Ничего критичного нет, недостающие детали нарежем сами, лишние спрячем подальше. Приехало 20 листов 1,5мм бальзы на зашивку, надеюсь этого хватит.

03.02.2017г. В магазине "Все для бани" приобретены два липовых бруска ("липовый полок"). Едем к Алексею Грязеву (наш друг, моделист, чемпион) в гости — распускать досочки на реечки.

На работу уходит около четырех часов, это с перерывами на чаепитие (фреза греется).

Нехитрый станок + золотые руки = куча реек идеального размера. Да, реек тут не на один самолет...

Показываю Алексею эту статью, смотрим, что уже сделано — мастер находит пару косячков в конструкции. Учтем на будущее, все не критично.

04.02.2017г. Пропускаем стрингеры, но не все, а строго по инструкции.

А вот и мой подарок на день рождения: бальзочка.

Зашиваю бальзой фюзеляжные ниши шасси.

05.02.2017г. Привод створок шасси готов, серва установлена, углы вымерены. Створки открыты:

Створки закрыты:

Пропускаем оставшиеся стрингеры. На заднем фоне ждет своей очереди фрезерованная версия.

11.02.2017г. Подготовил детали для сборки руля направления. Станок наш пока не функционирует, так что все бальзовые нервюрки резал ножом, ничего сложного, но станок справился бы быстрее. Кабанчик дюралевый.

Собираем на ПВА.

Кабанчик на смолу.

Подготовил уголек на кромки нервюр.

12.02.2017г. Угольный ламинат прекрасно режется обычным ножом. Нарезаем полосками.

Приклеиваем десмоколом пластинки угля к нервюрам, с обязательным нахлестом на лонжерон и заднюю кромку РН.

Жесткость конструкции значительно возросла. Готовим элементы шарнирного соединения. В качестве оси выступает сердечник от оптоволоконного кабеля — стеклопластиковый пруток обернутый капроном. В отличии от угольных трубок, такие прутки не перетераются в местах соединения с дюралевыми петлями.

Вклеиваем на смолу петли в фюзеляж и киль. Чтобы смола не стекала пришлось подвесить фюзеляж на гардину.

18.02.2017г. Смола встала, разбираем узел крепления руля направления. Вымачиваем отрезок бальзы в кипятке, оборачиваем вокруг трубы соответствующего диаметра и фиксируем бальзовую заготовку на трубе бинтом. После высыхания вклеиваем бальзу на переднюю кромку руля направления.

И окантовываем по периметру бальзой руль направления. Не забываем имитацию триммера руля направления.

Захотелось произвести первое контрольное взвешивание. Результат отличается от расчетного на 2 грамма (в лучшую сторону).

19.02.2017г. Потихоньку приступаем к зашивке фюзеляжа, начинаем с самого простого элемента.

На киль приклеиваем бальзовую переднюю кромку.

В руль направления внедряем аэронавигационный огонь (светодиод) белого цвета.

Формируем под него зализы.

Шпангоуты крышки одеты на трубу и установлены в нужных местах.

25.02.2017г. Пропустил стрингеры по шпангоутам крышки.

Киль зашит.

Настал момент снятия фюзеляжа с направляющих труб и выгрызания сборочных элементов из средней части фюзеляжа. Процесс этот занял много времени, но спешка тут не уместна, дремель с разными насадками очень помог.

26.02.2017г. Руль направления навешан на место.

Потихоньку зашиваем гаргрот.

Подготовил детали для сборки стабилизатора, все нервюры бальзовые, порезаны руками.

18.03.2017г. Стабилизатор собран.

Подготовлены фанерные детальки для сборки рулей высоты, петли.

02.03.2017г. Бальзовые нервюрки рулей высоты вклеены, шарниры закреплены, таги установлены.

14.05.2017г. После длительного перерыва, связанного с подготовкой и проведением Авиашоу, приступаю к сборке крыла. Сборка на ровной поверхности (с моем случае — стеклопакет).

Пеналы для труб из плотной бумаги. Не вижу смысла делать их пластиковыми.

Верхние стрингеры.

Все стрингеры на месте.

Лонжерон элерона.

Лонжерон щитка.

Спустя год, продолжаем работу над истребителем. Сервоприводы и ретракты заняли свое место в каркасе крыла, зашиваем лонжероны.

Зашиты лонжероны крыла.

Для вклейки корневых нервюр понадобилось приладить крыло к фюзеляжу. Не удержались, немного пофотографировали.

2
1203
18:24
Абалдеть! Купил мешок чипсов!
08:11
А мне придется купить еще мешок бальзы, в проекте ее много
08:42
Лазер, лазер и только лазер!!! Зеленую земноводную гадину душить первым делом! ☠
15:53
Нормальный такой шашлычек🍴😋
08:19
После новогоднего застоя продолжаем сборку. Очень выручает дремель, надфиль заброшен в дальний ящик — ненавижу его!
18:59
Иван — как дремель заменяет надфиль? Как получить прямой угол?
Вообще — супер интересный проект. Только немного напрягает большое количество фанерных деталей. На какой вес планируешь реально выйти?
А я после лазера надфиль даже не доставал😋
08:20
Лёша, конечно, дремель полностью надфиль не заменит, уголочки прямыми умеет делать только надфиль. Дело в том, что у меня вся нарезка получилась с припуском примерно 3 десятых (виню только себя самого — сам файлы для резки готовил, видать накосячил), надфилем убирать лишнее было ну ооочень долго, а тут фрезой разпрошелся (аккуратно конечно) и все! Особенно в пазах выручает. Опять же, с лазером не сравнить, это факт! Но, раскрою тайну, в скором времени появится у меня еще одна нарезочка, лазерная! 🤗
08:28
Нарезочка чего?
08:47
Дык его родимого, Як-9. Будет у меня два Яка. Почти звено!
22:45
Ну ты олигарх😄. Продай одного☺
08:54
Он еще не летал, кто ж его купит!
09:16
Добавил задних шпангоутов, изготовил и установил задний ретракт
22:58
Супер! Кино про ретракт будет?
08:27
Попробую заснять в выходные. Никак не могу придумать, как заставить открываться щитки задней стойки, так чтобы еще одну серву не задействовать. Их (серв) и так в этом самолете будет много.
21:04
Выходные активненько так прошли, ага… Други, а подскажите, чем можно видео обработать, чтобы без наворотов только софтинка была, попроще?
08:32
У тебя и на 12-ом есть недорезанные места.
09:23
Егор, можно конкретнее? Я бы поправил на будущее
22:45
+1
Лазер — красотищща☺. Процесс идет на ура!
На счет гигантомании- не переживай. Просто завидуют😂😃
По видеообработке: простая программка для резки — Free Video Editor (поищи через гугл)
Чуть по круче, но и по интереснее- «Моя киностудия». Не помню, где качал, по моему все через поисковик.
23:35
+1
08:21
За наводки спасибо! Чем больше материалов — тем лучше! Приехала бальза от спортхобби — качеством доволен.
20:06
Красота получается👍
Иван, посмотрел по форумам — с копиями все мучаются с задней центровкой. Догружают перед от кило до полутора-двух. А у тебя моторчик в придачу легкий. Да и размерчик взрослый💪
Может есть смысл сразу инсталлировать в самолетку полтинничек? Что бы наверняка. Я бы на такой проект крепко бы подумал об этом. Зачем таскать бессмысленный свинец, лучше уж лошадок добавить☺Ну это как модно обозначать- ИМХО
12:52
Лёша, да был бы он у меня, этот полтинничек, ну в любом случае — посмотрим как получится.
12:58
На барахолке Rc design вроде попадались по вменяемой цене.
А тот, что в шкапчике? На пробу?
13:53
Так тот полтинник не мой, да и тяжелее он всего на 100 грамм. На барахолке конечно пороюсь, но сейчас пока траты другие предстоят — ретракты, сервы
08:11
В соседнем кружке есть кордовая модель Як-9. Собрана без единого куска бальзы в далекие 80-е годы. Летала.

08:59
Не получается прикрутить уведомления об обновлениях в статьях, так что по мере выхода обновлений буду просто добавлять комментарий, потом подчистим. Ну, собсна, обшит киль, навешан руль, вырезаны сборочные элементы. Сделано немного, но это на фоне настройки симуляторов на паре компов кружковцев.
08:35
+2
После длительного перерыва приступил к сборке крыла.
18:42
Хорошо, что проект не умер. Очень хочется посмотреть на результат dance
22:41
+1
Предсобрали модель. Размеры внушают!
20:46
Красавчик!
Иван, напомни, какие ретракты на основные стойки использовали?
Какой вес в прогнозе?
07:53
+1
Лёша, ретракты уже не помню точно какие, металлические с усилием 9кг, брали на ХоббиКинге. Ретракты проверили, работают немного медленно (почти с той же скоростью, как на оригинале), но остановить рукой практически невозможно. Задний ретракт самодельный, с ним обычная 9-гр серва справляется.

Из чего и каким способом изготовить основные стойки — пока совершенно не представляю.

Вес планируем 6кг (оптимистично), если в 7 уложимся — тоже нормально, полет блинчиком будет (а что еще для копии надо)