СОЮЗ-500. Заметки Аса

Тип статьи:
Авторская
Авторство: Зазулин Андрей Витальевич

Сначала поговорим про настройки.

Базовой ошибкой всех начинающих бойцов является стремление добиться от модели максимальной скорости и маневренности. Как правило, настройки эти производятся в гордом одиночестве и в комфортную, спокойную погоду. Пилот начинает «жадничать» с расходами, и доводит радиусы фигур до такого минимума, что моделька буквально «кувыркается» вокруг кабины и в бочке ведёт себя как взбесившийся вентилятор. На экспоненту смотрят презрительно, говорят — «с ней я модель не чувствую»… Винт подбирается такой, чтоб аж «шуба заворачивалась», скорость при этом дикая и является предметом особой гордости. Соответственно, батарейка прилетает пустая и горячая.

И всё вроде хорошо. Моделька быстрая, как вжик и резкая, как понос. Вроде как есть чем гордиться. Ага! Тихим тёплым летним вечером.


А вот дальше начинаются Старты. 

И по закону подлости (а других законов на наших стартах не бывает), начинаются всякие неожиданности...

  • Ветер всегда будет сильнее, чем на тренировках. Более того, он обязательно будет порывистый. В большинстве случаев он будет дуть в спину, чтобы максимально затруднить взлёт. Даже если он будет боковой, то с единственной целью — чтоб твоя лента запуталась в ногах или в моделях соперников на стартовой линии. Более того, в зависимости от высоты полёта, ветер может менять силу и даже направление. Иногда эта сволочь умудряется поменять направление 3-4 раза за день.
  • Дождь или снег. Осадки, в общем. Если вы летаете в очках — готовьтесь. Их зальёт в самый неподходящий момент. Проверено. А ещё одна капля воды, попавшая вовнутрь модели непостижимым и загадочным способом непременно попадет в регулятор. Со снайперской точностью. Вторая и третья — непременно выведет из строя машинку элерона. Причём одну. Чтоб обиднее было.
  • Стартовая позиция тебе непременно достанется крайняя левая. А ветер будет справа. Ну, чтоб жизнь мёдом не казалась.
  • В группе твоей обязательно будет один пионер-«космонавт» и два отчаянных парня, которые убьются друг об друга на 17-й секунде боя на глушняк. И ты своей суперманевренной моделью с предельно задней центровкой (которую ты любовно выставлял на тренировке), будешь 4 минуты ловить еле заметную точку на удалении 150м от линии стартов на высоте метров 80. Пионер при этом будет абсолютно счастлив.
  • А, да. На посадке ветер тоже будет дуть в хвост модели. Это обязательно. Более того, именно к концу боя порывы достигнут своего максимума, а направление поменяется. Ещё выйдет из-за облака солнце и будет светить тебе в глаза. Ну, для вящей пущести.
  • Стартовый мандраж. Это непременная составляющая любых соревнований. И вроде ты десятки раз слышал этот звуковой файл и стартовые команды, уже с десяток соревнований отвоевал, но всё равно… Коленки будут стучать друг об друга, ручонки трястись, а дыхание перехватывать. Адреналин выделяться изо всех мест, а майка будет мокрой. Это — нормально.
  • Усталость. Да, как ни странно, «Союз-500» очень энергозатратный вид спорта. Штангу мы не тягаем, через барьеры не прыгаем. Хотя… Знаю я одного сурового уральского парня, который мастерски, с прыжком в перекате умеет преодолевать препятствия в поле. В виде канав. Так вот, мы всего лишь летаем и судим. Как правило, через бой. Ну и плюс обслуживание и мелкий ремонт матчасти в поле. Но, после 4-5 боёв усталость накатывает. Замедляется реакция, мозги в тумане, скорость принятия решений ощутимо падает. И в финал выходишь порой вымотанным и морально и физически. Тут уже морально-волевые. Остаются парни со стальными яйцами.

К чему я тут жути нагоняю?

Да всё к тому же — к настройкам! Настройки бойцовки должны быть оптимизированы ДЛЯ БОЯ. Банальность вроде бы, но далеко не все пилоты это понимают. Модель должна быть комфортной. Она как продолжение руки. И у неё не должно быть характера. Вообще. Никакого. Она должна быть скучной и предсказуемой. Пусть она будет не самой быстрой. И не самой вёрткой. В идеале на неё вообще смотреть не надо. Пусть она летит где-то на краю твоего зрения. Смотреть нужно на модели соперников. 

Поэтому:

  • Передняя центровка предпочтительнее задней. Такая модель летит ровнее и меньше чувствительна к ветру.
  • Радиус фигур должен быть тебе известен и привычен. И модель не должна терять энергию в фигуре, зависать и останавливаться в воздухе как бельё на ветру. 
  • Угловая скорость вращения в бочке не должна быть чрезмерной. Будешь постоянно вываливаться из боя и елозить вправо-влево.
  • Прямые и обратные фигуры не должны отличаться радикально по радиусу.
  • Модель должна быть ровной и тщательно оттриммированной. Бросил ручки — летит прямо.
  • На взлёте модель не должно скручивать. При любом ветре.
  • Если уж совсем невмоготу, сделай два режима — суперманевренный и обычный. Заведи настройки в аппаратуру. Через пару-тройку стартов поймешь, что чрезвычайный режим пригождается крайне редко и отрубов — не добавляет.
  • Скорость. Она должна быть ровно такой, чтобы тебе было удобно рубить ленты противника. Именно тебе! Не Владу Гончарову и не Серёже Сытникову. А именно тебе. Если замечаешь, что со свистом проносишься мимо лент, или норовишь всё время прилететь кому-нибудь в хвост — меняй винт. Поставь вместо 8*6 — 8*5. Или даже 8*4. Уверяю, отрубов не станет меньше. Но они станут осознанными.

Опять же о настройках.

Только уже не модельных, а о настройках самого себя. Не все знают, что «Союз-500» — это соревнования. Есть Правила, есть Организаторы, есть Регламент, есть Призы и Кубки, есть Рейтинг. И есть Её Величество Тумбочка! В просторечии — Пьедестал Почёта. На который, соответственно, в конце любых стартов могут (и должны) взгромоздиться трое (увы, всего трое) самых сильных, самых злобных, самых удачливых и самых прошаренных на сегодняшний (!!!) день пилотов. По совокупности признаков мы имеем дело со Спортом, как бы тут не размазывали манную кашу по розовой тарелке отдельно взятые вялотекущие пацифисты. Да! «Союз-500» — это прежде всего спорт. Со всеми вытекающими...

Вот про вытекающие и поговорим.

  1. Ты должен отчётливо понимать, что тебе это — надо. Весь мир делится на травоядных и хищников. Это — объективная реальность, данная нам в ощущение. Если тебе нравится плести макраме, складывать пазлы или любовно накладывать маски под аэрограф при изготовлении стендовой модели «Спитфайра», вкупе с диорамой стоянки — можешь дальше не читать. Просто закрой эту страничку. А вот если рёв моторов, запах горелой касторки и щелчки отрубаемой ленты вызывают у тебя непроизвольную эрекцию, если руки твои сжимаются в кулаки, ноздри жадно ловят свежий ветер, а коленки вздрагивают в предвкушении славной драки — тогда эти строки для тебя.
  2.  Подготовка и выбор. «Нельзя объять необъятное» © — Козьма Прутков. Среди множества стартов в Сезоне следует выбрать два. Ну, максимум три. Это — твои главные Старты. Которые ты ОБЯЗАН выиграть. Все остальные можно рассматривать как подготовку, учёбу, отработку тактики и стратегии, просто дружеские полетушки, но эти два старта в Сезоне — они ТВОИ! И ты их — выиграешь! Несмотря ни на что. В любом настроении и при любой погоде. С любым составом участников и при любом судействе. В любую погоду и в любое время года. Это — твоя добыча, Хищник, возьми её!
  3. Ну, про подготовку матчасти я здесь расписывать не буду. Матчасть должна быть надёжна и отработана. Без нюансов и соплей.

Речь пойдёт о твоей подготовке как спортсмена, пилота и бойца. Как ни странно, примерно 50% боёв проигрываются не моделью. Они проигрываются пилотом. Так вот, дабы это исключить, или хотя бы свести к минимуму, следует выполнять несколько простых правил.

  • Ты должен быть здоров. Просто и тупо — здоров. Без кашля, температуры, насморка, геморроя, простатита, похмельного синдрома и тоски по любимой девушке.
  • Ты должен быть бодр и весел. Как ты приведёшь себя в это состояние — никто знать не обязан. Нет ничего хуже весёлого и бодрого, брызжущего оптимизмом и радостью соперника перед стартом. Помни это!
  • Ты должен быть внимателен. Летать ты будешь на чужом поле. Мозг человека устроен так, что он будет привязывать тебя и твою картинку боя к известным тебе ориентирам на местности. В этом смысле у хозяев площадки всегда преимущество. Есть несколько простых приёмов, позволяющих «вставить» картинку новой площадки в твой мозг и привязать твои руки и зрение к новым реалиям. Подойди к линии старта. Выдохни и успокойся. Делай это без модели. Встань ровно и устойчиво. Проведи взгляд справа налево. Закрой глаза. Подними руку и проведи её по ориентирам. Открой глаза. Проверь. Повтори. Затем слева направо. Закрой глаза. Рука. Повтори. Повернись к ветру. Почувствуй его. Если не получается — подбрось щепотку травы. Голову влево — вправо. Пойми, что будет с тобой делать Солнце. И в завершение закрой глаза и рассмотри своё Поле Боя. Изнутри. Внимательно. А теперь открой и увидь то же самое. ВСЁ! Ты — готов к драке!
  • Ты должен знать людей, которые с тобой будут летать в этих Стартах. Должен знать их сильные и слабые стороны. Анализировать их бои. Понимать их психологию. Знать их привычки. У меня есть блокнотик, в котором записаны краткие характеристики всех топовых бойцов АСЕS и «Союз-500». И он постоянно пополняется. Кстати, очень удобно отслеживать прогресс соперников. 
  • Ты должен иметь план на бой и домашние заготовки. «Любой экспромт должен быть хорошо подготовлен .» © — В.Н.Волков, замполит Крюковской колонии общего режима УУ-163/2. Понимая кто с тобой летит в группе, ты должен уже на выходе знать, что ты будешь с ними делать. Это как шахматная партия. Только времени на анализ будет мало. 
  • Не только лишь все пилоты отчётливо понимают, что соревноваться с Димой Брылёвым или с Витей Труханом в пилотаже и маневренном бою — суть вещь заведомо проигрышная. Хотя бы потому, что они этим ремеслом владеют лучше всех в мире. Можно ли выиграть у них? МОЖНО!!! Главное понять, что это не дуэль. В дуэли ты им проиграешь 9 раз из 10. У тебя 5 минут. И 4 соперника в небе. И ты МОЖЕШЬ переломить ситуацию так, что им не останется лент. Подумай над этим.
  • Опять же про боевую психологию. Тема таранов, щелчков и касаний. Нужно приучить себя к мысли, что пропущенный удар — это ещё не смерть. Выходя на бой, попрощайся мысленно с моделью. Её уже нет. Нельзя жалеть и жмотничать. «Самурай, выходя на битву, уже мёртв. И поэтому бояться ему — нечего» ©. На каких огрызках долётывал бои я, на каих огрызках долётывал бои Серёжа Сытников — это тема отдельного разговора. Одно только скажу — есть чёткая и недвусмысленная связь между морально-волевыми качествами пилота и способностью его модели (или того, что осталось от модели) — держаться в воздухе.
  • Военная хитрость и смекалка. Если я знаю, что мои соперники не любят летать низко — я весь бой буду тащить их к земле. Если я знаю, что они долго смотрят на мою модель и повторяют за мной все фигуры, скорее всего резким кивком вниз я уложу их в землю. Если я знаю, что бесполезно гоняться за быстрым самолётом Влада — я вытяну его на бой в «козявочках» у самой ЛБ, где ему будет некомфортно. Если я знаю, что юное дарование теряет присутствие духа от любого столкновения в воздухе, я обеспечу ему щелчок по крылу на первой минуте. Дискомфорт для соперников и доминирование в воздухе — вот к чему ты должен прийти.

Опять же про морально -волевые.

Я знаю очень много пилотов, которые способны сорвать «Большой Куш». И Миша Голубков, и Антон Папилин, и Петя Бобов и Макс Лялис, и Дима Шамано, и Серёжа Сытников, и Влад Гончаров и Андрюша Ставер… Это всё сплошь — очень одарённые люди. Самый одарённый на моей памяти — был Лёша Твердохлебов. Вот уж кого Господь — в темечко поцеловал.

Тем не менее и однако, таблица рейтинга «Союз-500» из года в год сохраняет завидную стабильность. 

Вопрос — почему?

Сразу скажу для апологетов Великой и Волшебной Матчасти и адептов «Вудервафли» — ничего необыкновенного в матчасти Чемпионов — нет. От слова «Совсем».

А что есть?

А есть вдумчивая, спокойная и последовательная РАБОТА. Работа на тренировках — со спокойным, разумным и терпеливым тренером. Есть последовательное, вдумчивое и спокойное устранение «соплей». Как в части матчасти, так и в части подготовки. Есть часы налёта на тупые и скучные упражнения, есть домашние заготовки, шлифованные часами, есть уверенность в том, что над тобой не посмеются и тебе помогут. Есть похвала Старших. И есть добрый отеческий пендель.

После этого Человек выходит на старт, чувствуя за собой полную поддержку Команды. И дело чести — порвать всех и вся!

Когда Лёша Листошенков выиграл Витебск — на электричке (!!!) никто не хотел в это верить.

А я ещё тогда сказал: «Футбол — это игра, которую придумали англичане, лучше всех в мире в неё играют бразильцы, а выигрывают всегда немцы. Потому что Порядок — всегда бьёт Класс...» 

Несколько слов о полезных упражнениях.

Не все знают, что воздушный бой, как и бальные танцы, настоятельно требует наличия партнёра. Как минимум одного. А лучше троих. Но не всегда получается в одной пространственно-временной точке собрать несколько людей, объединённых одним недугом, тьфу, увлечением. Посему позволю себе порекомендовать несколько полезных упражнений, которые даже при полётах в одиночку несказанно способствуют развитию навыков и мелкой моторики ручек, а также весьма существенно влияют на панорамное зрение пилота.

  1. «Колышек». На отдалении метров 30 — 40 в землю забивается столбик/колышек высотой 1,5 — 2 метра. На верхушку привязывается яркий (например красный) воздушный шарик. Упражнение заключается в том, чтобы лететь к столбу и от него к себе на ОДНОЙ высоте, по ПРЯМОЙ, с минимальными радиусами разворота. Следует держать модель на траектории вне зависимости от направления и силы ветра. Столбик полезно иногда перенести на 10 метров влево или вправо, но только после освоения ровного и прямого полёта по ориентиру.
  2. «Удочка». Позаимствовано из кордового боя. В достаточно ветреный день на отдалении 20 метров вертикально устанавливается 5-6 метровая удочка, к которой привязывается лента 20 м. Задача — лететь в самый кончик и рубить маленькими кусочками. Полезно потом переставить удочку под 90 градусов к направлению ветра. Разновидность «Удочки» — связка из 10-15 шаров, надутых гелием, на крепкой капроновой нити, на высоте 15-20 метров, лента цепляется к ним.
  3. «Алина Кабаева». К модели привязываются 3-4 связанных между собой по длине ленты. Задача — научиться попадать винтом в самый кончик. Полезно менять направление ветра и способы захода в атаку.
  4. «Ворота». Можно использовать для начала футбольные. Пилот должен гарантированно пролетать сквозь них на любых скоростях. Полезно впоследствии использовать хоккейные. Ворота легко имитируются рейками или пластиковыми трубами, окрашенными в контрастную полоску.
  5. «Столбики». Брусочки шарикового строительного пенопласта 40*40 *1500, установленные в землю с помощью электрода или заточенной рейки. Очень полезное упражнение, несказанно развивает глазомер и убирает боязнь земли. Желательно иметь не менее 3 столбиков и менять место их установки.

Пару слов о парных упражнениях. Наиболее частый вариант тренировок — вдвоём с напарником.

Велико искушение привязать ленты и очертя голову ринуться в бой. К сожалению, чаще всего это заканчивается тараном и поломанными самолётами. Безо всякой практической пользы. Увы...

Как делать правильно: 

  1. «Вальс» или парный полёт. Исполняется обязательно с ленточками, но ленточки рубить нельзя. Задача: научиться держать дистанцию и преследовать соперника. Пара делится на ведущего («Альфа») и ведомого («Омега»). Альфа начинает с плавного и равномерного полёта по вытянутому овалу, на одной и той же высоте, против часовой стрелки. Омега летит рядом-сзади, повторяя все развороты. Задача — научиться держать одну и ту же дистанцию и вовремя реагировать на движения ведущего. Очень непростая, кстати, задача. После освоения ровного горизонтального полёта направление движения меняется на обратное — по часовой стрелке. И вот тут вас ждут сюрпризы, порой малоприятные. Особенно бывших кордовиков. Перетерпеть и выдержать. Научиться и применять! Далее — парный полёт по «восьмёрке». Влево и вправо. Потом — в глубину поля. Потом — косая «восьмёрка». Восходящая влево и восходящая вправо. Но самый пипец — это восьмёрка парная в вертикальной плоскости. У меня до сих пор не получается. Очень непростое упражнение. Я на него 3 месяца потратил.
  2. «Кивки». Исполняется в паре. Альфа начинает плавно раскачивать модель по тангажу. Вверх-вниз. Омега прилежно за ним повторяет. На 3-5 движении Альфа делает резкий кивок вниз. Задача Омеги — поймать амплитуду и не словиться на кивок. Ибо чаще всего подсознательное следование за манёврами модели соперника заканчивается втыком в Планету. Кстати, это один из тактических приёмов боя с не очень опытными соперниками.
  3. Следующее упражнение — «Подстава». Привязывается 2-3 ленты. Альфа летит по заранее согласованной траектории, без нырков и резких движений. Предельно плавно и предсказуемо. Высота 10 — 15 метров. Задача Омеги — максимальное количество маленьких отрубов винтом. Размер трамвайного билетика — приветствуется. После того, как Омега гарантированно делает 3 отруба с двойной ленты, задача усложняется. Альфа летит к себе — от себя. Как при упражнении «Колышек». Рубить становится труднее. Следует довести до обязательных 3 отрубов двойной ленты. Естественно, затем противники меняются местами. Наиболее сложное в этом упражнении — когда Альфа летит по вертикали. Свечка вверх, резкий кивок, затяжное пикирование вниз. И так весь полёт. Этот приём позволяет «сбросить с хвоста» уж очень явно «прицеленного» супостата. Если ты понимаешь, что к тебе «прилипли», и прилипли плотно, разорви прицел врагу, сделай свечку и тут же резко спикируй. Даже у опытных пилотов глазомер сбивается.
  4. «Сенокосилка продольная». Альфа ходит вдоль ЛБ на минимально возможной высоте. Омега пытается делать мелкие отрубы, не вылетая из зоны. Упражнение требует аккуратности и присутствия духа. Нервная дрожь в коленках и тремор рук — неотъемлемые составляющие. Злоупотреблять — не надо.
  5. «Сенокосилка поперечная». То же самое, только к себе — от себя. На минимально возможной высоте, с резким, «полицейским» разворотом.

Немножко об отрубах.

Не все знают, что отруб ленты противника — суть воздушного боя и главная цель соревнований. Ибо унылое тошнилово и набирание очков другими невозбраняемыми способами, типа за расчленёнку в кабинах, крашеными пулемётами, посадку в «простынку» и прочие полумеры — занятие скучное и безусловно настоящего Бойца — недостойное. Но это сугубо моё личное мнение.

Итак. Что такое отруб? Отруб — это видимое отделение части полотна ленты соперника, явно и очевидно произошедшее в результате механического воздействия на неё крылом, винтом или любой другой частью атакующей модели. Отруб засчитывается Судьёй пилота. Отруб лент, повисших на модели, в результате предыдущих атак — засчитывается. Отруб нескольких лент, произошедший в результате одной атаки, засчитывается как один отруб.

Главный и основной критерий отруба — это кинетическая энергия. Как в бильярде. Ты можешь гладить ленту соперника десятки раз в бою. Но ты её не отрубишь. Это бывает очень обидно. Особенно в АСЕS, когда прилетаешь с полностью красной и лохматой передней кромкой крыла — как будто барана зарезал, а в полётном листе — «ноль». В «Союзе» такое бывает частенько тоже.

Поэтому несколько слов о технике отруба.

Оптимально рубить ленту супостата под 90 градусов. Сверху вниз. На пикировании. Чётко, зримо, надёжно. Требует выдержки и хладнокровия.

Снизу вверх — хороший отруб, самый распространённый, но очень предсказуемый и от него очень просто защищаться. Обычно все с него начинают. Подлетел, ручку до пупа, и вот оно — щастье.

Отруб вдогонку. Казалось бы, очень простая вещь. Ан нет, это — самый опасный и сложный вид отруба. Во-первых, вдогонку отрубить крылом очень маловероятно, разница в скоростях — минимальна. Есть фишка «от Яковлевых», можно вдогонку мотануть ленту на себя «бочкой», но это — филигранная техника владения моделью. Опасность тут в том, что прилететь в ленту супостата нужно очень точно. Кончиком винта. Иначе — смотаешь на себя все 12 метров  зажуёшь полную морду и сожжёшь мотор или регулятор. Или вынужден будешь садиться в процессе боя (подставляя при этом свою ленту) и уныло разматывать всё это говно трясущимися руками, теряя драгоценные секунды. Научиться рубить вдогонку резким креном, наотмашь хлобыстнув крылом, как Кики Попивчак — для меня очень сложная задача. Хотя я не единожды видел в его исполнении такие отрубы.

Отруб на встречке. Самый эффектный вид отруба, позволяет это делать даже с лентой VHS. Очень опасно, требует стальных нервов и недюжинного глазомера. Обычно тренируется с удочкой. В реальном бою — применяется нечасто.

Отруб у земли. Мелкий и предельно точный кивок с полным контролем высоты полёта. Показатель зрелости пилота. Филигранно этой техникой владели Васильев, Листошенков и Твердохлебов. Отрабатывается до седьмого пота на тренировках зимой, при мягком снеге на большой поляне.

Отруб «в космосе». На удалении 50-80 метров. Наверно тоже как-то тренируется. Непревзойдённым мастером таких отрубов был Саша Якимчук. Мне тоже несколько раз удавалось, но скорее случайно. Как его тренировать — я не знаю. Может, Витя Трухан подскажет, или Дима Яковлев.

Об усталости.

Как правило, старты начинаются в 9-10 утра и продолжаются до 16-18 часов вечера. Со стороны может показаться, что это — непрерывный Праздник, отдых и расслабон. Если бы! Это тяжёлая, изматывающая работа, требующая настроя и предварительной подготовки.

Пункт первый. «Сопли».

Всё, что может отказать — обязательно откажет. Всё, что может сломаться — непременно сломается. Регулятор сгорит или заглючит, винт окажется несбалансированным, модели в процессе перевозки станут кривыми, ремешок у каски оторвётся, пайка разъёма на батарейке — отломится в самый неподходящий момент. Капли дождя попадут не куда-нибудь, а именно под термоусадку регулятора, сервы замёрзнут или промокнут, а лента на старте обязательно запутается или в траве, или в ногах у соперника. Это — закон Мерфи.

Вообще, мне иногда кажется, что на наши старты специально прилетают маленькие, гадкие, прыщавые чертенята — стажёры у дяденьки Люцифера, чтобы попрактиковаться в мелких пакостях. Ну курсовая работа у них такая.

Как бороться: Спокойствие, резервирование всех систем, предельно честное отношение к себе и матчасти.

Пункт второй — путешествие.

Как правило, старты проходят достаточно далеко. Мои любимые соревнования — в Белоруссии. Борисов, Минск, Могилёв.

Подготовка к путешествию — немаловажная часть подготовки. Есть простое правило — будь лёгким! Брать с собой нужно только то, что реально пригодится. Токарный станок в багажник грузить — точно не надо.

Что с собой брать:

  1. Ноги должны быть сухими, чистыми и тёплыми. Поэтому три-четыре пары х/б носков, шерстяные обязательно и средства ухода.
  2. Одежда должна быть свободной и удобной. Пару-тройку х/б футболок держать в «тревожном чемоданчике» очень полезно.
  3. Утренняя роса способна испортить настроение на весь день. Поэтому лёгкие, укороченные сапоги из ПВХ — наше всё. Почётное место в бауле.
  4. Кроссовки и желательно в сеточку. И не важно, сколько им лет и как они выглядят. Они должны быть предельно удобными и держать голеностоп. Вывихи при беготне по неровному полю никому ещё радости не доставляли.
  5. Зимой самой лучшей обувью являются валенки. И не надо смеяться. Я перепробовал много брендов всяких ботинок, но при минус 20 реально работают только укороченные валенки с шерстяными носками.
  6. Куртка. Очень много лёгких и хороших изделий с капюшоном появилось в последнее время. Лично для меня самой удобной является лётная демисезонная ВВС, образца 1975 года.
  7. Ветровка-дождевик. Опять же не смейтесь, но при всей внешней неуклюжести удлинённые варианты типа плаща — предпочтительнее.
  8. Перчатки. Отдельная тема. Шикарные варианты есть в магазинах «Экспедиция». И беспалые, и с отстёгивающимися пальцами. Ну и две-три пары обычных, хозяйственных х/б — обязательно.
  9. Головной убор. Я предпочитаю «бронированную» кепку-бейсболку. Знаю Очень Успешных Пилотов, выступающих в пробковых шлемах и в хоккейных касках. Дело вкуса. Но голова потеть и перегреваться не должна.
  10. Наколенники. Очень полезная вещь. Особенно после 40 лет. Коленки — слабое звено. Простудить — нечего делать.
  11. Очки. Очень тонкая вещь. Наилучшие результаты показывают желтые поляризационные, производства США. В сером белорусском небе летать — очень непросто. Не пожалейте денег. Окупится.
  12. Всегда имейте с собой полиэтиленовую плёнку и сухие полотенца. Можно бумажные.
  13. Аптечка. Ну тут без комментариев. Особенно важны перекись водорода, бинт, йод и болеутоляющие. Нитроглицерин, спазган и эгилок.
  14. Всегда, слышите, всегда возите в аптечке маленькую бутылочку качественного крепкого алкоголя. Коньяк, виски, водка — применения этому средству бывают самые разнообразные. Порой весьма неожиданные. 

Пункт третий. Обустройство, питание и режим.

Ну, во-первых: это- кайф! В смысле — Старты. Это — реальный мужской кайф. Прежде всего — это Общение. С друзьями, единомышленниками и такими же шизанутыми, как и ты. И экономить на бытовухе — не надо. Поэтому нужно отчётливо понимать, что постель должна быть чистой, кровать/матрас — удобным, помещение проветрено, душ — горячий, полотенца — сухие и свежие. С утра обязательно горячий завтрак. Яичница с ветчиной или сосисками. А лучше овсяная каша. И горячий сладкий крепкий чай. Я потом расскажу почему это обязательно нужно. Особенно для юных пионеров. Ужин — это отдельная тема. Обязательно жидкое и горячее. Не путать с горячительным. Супчик (куриный, борщ, солянка) — несказанно способствует общему результату в таблице. Насчёт горячительных напитков. У меня есть святое Правило. До 3 тура — ни-ни! Ни капли, ни полкапли. После 3 тура можно 50. Хорошего, качественного напитка. Для юстировки оптических осей. Ну а после финала — это уж… «От щедрости зависит » ©

Пункт четвёртый. Выезд на поле.

Запомни, это чужое поле! Во всех смыслах — чужое! И ты приходишь на него гостем. Веди себя соответственно. Будь уважителен, но не подобострастен.

1
400
Нет комментариев. Ваш будет первым!