МиГ-3. Бутылочник СОЮЗ-500

Тип статьи:
Авторская

Сделать бойцовку для соревнований в классе "СОЮЗ-500" не так ужи сложно, материалы для нее можно использовать самые доступные. Время на изготовление модели — 4 дня на первую модель (включая болванку), 3 дня на все последующие модели.

Самое сложное — изготовить болванку для фюзеляжа. Тут нам понадобится хороший рубанок, набор рашпилей и напильников и все навыки обработки дерева. Сорт дерева для болванки фюзеляжа лучше выбрать легко поддающийся обработки. На мой взгляд идеально подходит для этих целей липа — обрабатывается легко, не расслаивается, смолы вообще нет. На крайний случай подойдет береза, но ни в коем случае не используйте сосну — при осаживании бутылок на болванке велика вероятность выделения смолы (бутылка может приклеиться к болванке).

 

Весь первый день уходит на изготовление болванки фюзеляжа. Второй день начинаем с заготовки бутылок и осаживания их на болванке начиная с задней части фюзеляжа.

Всего получается пять секций, рассмотрим каждую более подробно.

Первая секция — капот, по совместительству еще и крышка аккумуляторного отсека.

 

Вторая секция — носовая часть фюзеляжа. 

 

Третья секция — усилитель места крепления крыла.

 

Четвертая секция — середина фюзеляжа.

 

Пятая секция — задняя часть фюзеляжа.

 

Приступаем к сборке фюзеляжа. Зашкуриваем грубой шкуркой места соединения секций фюзеляжа. Склеиваем заднюю и среднюю части фюзеляжа (используем клей "Момент Кристалл").

 

В носовой части формируем крепление для аккумуляторного отсека, вклеиваем пару мотошпангоутов, один внутри футылочной формы, второй снаружи. Стягиваем шпангоуты четырьмя мелкими болтами.

 

Обрабатываем фанерный шпангоут, фрезеруем отверстия для обдува аккумулятора и прокладки проводов от регулятора до мотора. Излишки болтов отрезаем.

 

Вклеиваем небольшой демпфер между аккумуляторным отсеком и мотошпангоутом.

 

Вклеиваем аккумуляторный отсек (обжатая на соответствующей болванке бутылка). Кусочки пеноплэкса выполняют роль временных фиксаторов.

 

Склеиваем все секции фюзеляжа вместе.

 

Пока фюзеляж сохнет, приступаем к изготовлению крыла. Шаблон корневой нервюры изготавливаем из алюминиевой пластины. Само крыло будем резать горячей струной из пеноплэкса.

 

В качестве струны используем вольфрамовую нить накаливания для нагревательных приборов (продается в хозмагах), а питание для нити берем от обычного компьютерного блока питания (черный и желтый провода). Прикручиваем саморезами шаблон к заготовке, хорошенько нагружаем.

 

Один конец струны жестко фиксируем (согласно чертежу), включаем питание и равномерно проводим разогретой струной по шаблону.

 

Вторую консоль вырезаем перевернув шаблон. Заокнцовки просто вырезаем ножом и скругляем наждачкой.

 

В качестве лонжерона можно применить что угодно, от фанеры и угля, до сосновой рейки (как в моем случае).

 

Склеиваем обе консоли и лонжерон. В качестве клея мы используем монтажную пену с невысоким коэффициентом расширения, для этого пена выдавливается в пластиковый стакнчик, осаживается размешиванием и только затем промазывются все склеиваемые поверхности.

 

Крыло сохнет, возвращаемся к фюзеляжу. Приклеиваем усилитель на место посадки крыла.

 

Второй день закончился. На третий день срезаем лишнюю пену с крыла, немного зачищаем шкуркой на бруске.

 

Отделаем элероны.

 

Навешиваем любым способом. В моем случае — полоски двустороннего канцелярского скотча в шахматном порядке.

 

Приступаем к обтяжке крыла скотчем. Начинаем конечно от задней кромки.

 

Параллельно изготовим элементы оперения (из двух слоев потолочной плитки).

 

В стабилизатор добавим усилитель из угольной рейки, и такой же рейкой соединим рули высоты.

 

На нижней части крыла спереди и сзади приклеиваем пару небольших реек для того чтобы при креплении крыла к фюзеляжу, резинки не передавили крыло.

 

Склеиваем оперение. Фюзелаж зашкуриваем мелкой наждачкой.

 

Полностю обтянутое крыло.

 

Вырезаем прорези для оперения.

 

Вклеиваем (на ту же монтажную пену) оперение в фюзеляж.

 

Закончился очередной день сборки.

День третий. В крыло монтируем сервоприводы.

 

Обрабатывем место крепления оперения, само оперение обтягиваем скотчем. Крышку капота ошкуриваем и крепим на пару мелких саморезов к внутреннему фанерному мотошпангоуту.

 

Из пары бамбуковых шампуров изготавливаем крепеж для крыла. Эти палки могут показаться хлипкими, но (на мой взгляд) они и не должны отличаться особой жесткостью — при аварии пусть уж лучше их сломает, чем порчет крыло или фюзеляж. Сами палки в фюзеляж не вклеиваются, и, в случае необходимости, меняются за несколько секунд.

 

Обезжириваем все поверхности и красим модель любым доступным способом.

 

Полетный вес составил 483гр (в т.ч. вес аккумулятора — 129гр), приемлимо для этого класса, запас в 17 грамм считается весьма неплохим.

Ну и конечно же, бойцовка рождена для БОЯ! Так что на ближайшие соревнования берем модель с собой.

 

Вообще, на тех соревнованиях у меня был целый набор моделей, кроме МиГа был еще F6F (синий на фото сверху) и Fw-190 (хвост от него тоже на фото). Но биться я решил именно на МиГ-3 и не пожалел ни разу. Пересесть на более пилотажный F6F желания даже не возникало, модель летит абсолютно предсказуемо и ровно (не смотря на все огрехи изготовления). Были моменты когда я просто смотрел в другую сторону, выискивая нужных соперников, при этом я точно знал, где моя модель.

 

Погода была очень разной, от почти что штиля, до заставляющих отклонять спину назад порывов. Моделью доволен полностью, как по скоростным показателям, так и по маневренным.

 

Десять отрубов во время соревнований, плюс еще два в "Банзае" — весьма неплохо, учитывая что все отрубы были сделаны четко винтом, шкурку на крыльях и оперении не использовал (так бы может еще пару отрубов привез). На посадке тоже все прекрасно и предсказуемо.

0
153
23:13
Краска от скотча не облазит?
13:16
Это скорее фольга, чем скотч. Для систем вентиляции такую используют. Клеится — не оторвать, краска тоже хорошо держится, особенно акриловая. В случае контакта с другой моделью, краска конечно слетает, а под ней типа дюраль. Копийно! laugh
19:13
Вчера модель испытана в боевых условиях. Вывод: модель послушная, абсолютно предсказуема, но и скоростная. Будем строить массово!