Ту-160. Модель - полукопия (Часть 2)

Тип статьи:
Авторская

Всвязи с тем, что тема по постройке модели разраслась до гигантских размеров, принимаем решение продолжить уже в новой статье. Так что это вторая часть, Начало здесь.

25 октября 2018г.

Обработали левую консоль крыла, зашили недостающие части, удленили все сервы и по тому же маршруту пропустили провод на систему БАНО. Далее - механизация крыла. Параллельно работаем с правой консолью.

28 октября 2018г.

Решили немного отвлечься от работы с деревом. Будущая основная стойка шасси.

30 октября 2018г.

Для выверки поверхностей собрали модель. Масштаб "бедствия" впечатляет, модель с трудом умещается на немаленьком сборочном столе.

03 ноября 2019г.

Установлены и настроены приводы гребней.

Друзья из Златоуста подарили хороший отрез углеткани, готовим все ноебходимое для выклейки пеналов крыла.

Заформовали пеналы.

10 ноября 2018г.

Сняли и разделили пеналы. Вес готовых изделий вышел 22гр. при толщине стенки около 0,7мм

11 ноября 2018г.

Неожиданно получили приглашение на областную выставку - конкурс стендового моделизма. Возить недостроенные модели не в наших правилах, но организаторы настаивали, так что повезли и Ту-160 и Як-9

Модель Ту-160 взяла главный приз выставки: "Лучшая модель".

22 ноября 2018г.

Управление гребнями смонтировано на обеих консолях, проложено необходимое количество кабеля.

Зашиваем киль.

04 января 2019г.

Пережили праздники. Зашиваем рулевые поверхности: элероны, закрылки и рули высоты.

23 января 2019г.

Петли подрезаны и вклеены в закрылки.

24 января 2019г.

Зашиваем киль, форкиль.

16 февраля 2019г.

Изготовлены и вклеены зализы стабилизатора в корневой части руля высоты. Подвесили самолёт для удобства - вклеиваем стабилизатор на смолу.

Только на фотографиях замечаешь, в каких условиях мы трудимся. А вот когда на занятия приходишь, вроде бы все чистенько уютненько...

01 марта 2019г.

 Полностью зашили оперение, приступили к формированию входных труб.

12 марта 2019г.

Полностью зашили входные каналы. Щели в трубах заделываем углетканью. Параллельно занимаемся системой управления рулем направления.

13 марта 2019г.

Организовали тросовое управление руля направления. К качалке сервопривода тросы пока не прикрепляли, это будет сделано после вклейки стрингеров в заднюю часть фюзеляжа.

16 марта 2019г.

Сегодня припаяли регуляторы и установили на своё место. Удлинили все сервы. Избавились от щелей во входных трубах. Соблюдаем чистоту и порядок на рабочем месте!

22 марта 2019г.

Вклеили пеналы лонжеронов в консоли крыла.

24 марта 2019г.

Изготовили и приклеили заготовки законцовок рулей высоты.

Промазали трубы эмалитом и удалили сборочные опоры с мотогондол. 

Вклеили усиливающие полочки под ретракты. 

Начали пропускать стрингеры фюзеляжа. Параллельно подвязываем провода.

26 марта 2019г.

Обработаны зализы руля высоты, передняя кромку стабилизатора и форкиля. Пропущены ещё пара стрингеров. Приклеена бумага под рулём направления (это так, чтобы облегчений в нервюрах киля видно не было).

28 марта 2019г.

Думали, как изготовить антенну РЭБ, но так чтобы быстро и ровно. Первый вариант классический - бальзовая бобышка и обработка напильником, но у нас и так слишком много классики, так что просто распечататли на 3D принтере. Результатом довольны: вес приемлемый, точность на высоте, обрабатывается пластик легко.

29 марта 2019г.

Хвостовое оперение полностью обработано (в процессе шлифовки неоднократно обращались к фотографиям прототипа). Снизу пропущены все стрингеры.

30 марта 2019г.

Пропускаем стрингеры.

4 апреля 2019г.

Так понравилась нам распечатанная антенна, что сопла решили тоже напечатать. Подготовлена виртуальная модель:

 

Распечатали с запасом, результатом довольны!

Вклеили и обработали пеналы лонжеронов, примерили консоли.

12 апреля 2019г.

В праздничный день начали зашивку фюзеляжа.

13 апреля 2019г.

Выстругали болванку для носового обтекателя. Для пробы обжали на нем бутылку (простота изготовления бойцовок не даёт покоя).

8 мая 2019г.

Изготовлены и вклеены текстолитовые кабанчики для механизации крыла.

12 мая 2019г.

Вклеены элероны и закрылки.

Потихоньку зашиваем фюзеляж. Секция за секцией.

14 мая 2019г.

Тяги на механизацию крыла. И снова 3D-печать выручает.

17 мая 2019г.

Снова наш незавершенный проект зовут на мероприятие. На этот раз фестиваль "Руками". А что? Нам не жалко - смотрите!

21 мая 2019г.

Изготовили тележку основной стойки шасси.

29 мая 2019г.

Очередной распечатанный элемент занял своё место. Всё больше убеждаемся: 3D-принтер - находка для копииста.

Консоли начали зашивать снизу.

2 июня 2019г.

Консоли зашиты, передняя кромка приведена в соответствие с профилем.

Кинули консоль на весы. Пока идём один в один с расчётными весовыми показателями (даже немного опережаем)

3 июня 2019г.

Неожиданно поняли, что такими темпами мы просто можем не успеть приготовить модель к МАКСу 2019. Пытаемся ускориться, плюём на порядок в моделке.


7 июня 2019г.

Внутренняя электропроводка готова полностью, сколько там получилось метров кабеля не считали, но точно не мало! Тросовое управление рулём направления вызывало множество вопросов еще на стадии проектирования, но вроде бы все работает, люфтов не обнаружено, нагрузка на сервопривод минимальная.

14 июня 2019г.

Фюзеляж зашивать приходится небольшими секциями, двойная кривизна не позволяет использовать большие куски бальзы.

По совету Алексея Грязева (весьма опытный моделист и большой авторитет для нас), решено затянуть модель тонкой стеклотканью на полиэфирной смоле. Стекло и смолу взяли у Алексея (Лёша, спасибо!!!) и дело пошло. Начали с консолей - там и поверхность готова, да и работать с ними достаточно просто.

Полиэфирную смолу добыли из двухкомпонентного паркетного лака, найти такой достаточно сложно, но нет ничего невозможного - было бы желание. Но стоит предупредить, если возникнет желание повторить наш опыт, работать с полиэфиркой стоит только в хорошо проветривающемся помещении и обязательно с использованием средств индивидуальной защиты - испарения токсичны и здоровья не прибавляют. Техника оклейки проста: подготовили нужный отрез ткани, отожгли строительным феном от парафиновой пропитки, уложили на поверхность, пригладили мягкой тряпочкой и начинаем пропитывать. Смолу можно немного развести ацетоном, так и работать проще и расход (а значит и вес) уменьшается. Пропитали участок - разгоняем смолу мягким шпателем, снова уменьшаем объём используемой смолы.

23 июня 2019г.

Мелкой шкуркой обработали края обшитой консоли, избавляясь от лишней выступающей стеклоткани. Ну и сразу на весы - прибавка 17 грамм на каждую консоль, вроде весьма неплохо.

Зашиваем фюзеляж снизу, пришло время избавиться от сборочных подпорок.

Подключили первый бортовой компьютер, в задачи которого входит плавная и синхронная уборка шасси с нужной скоростью, управление створками шасси, стреловидностью и работой закрылков. Все параметры компьютера легко настраиваются - достаточно подключить бортовой компьютер к ноутбуку.

29 июня 2019г.

Отработав смену в Кванториуме (там полным ходом идёт сборка Су-25), полным составом возвращаемся на базу и принимаемся за Ту-160.

Закупили автомобильную грунтовку, краску, растворитель, ацетон, ну и клея всякого до кучи набрали. Грунтуем консоль. Первый слой.

Мелкой шкуркой с водичкой начинаем выводить поверхность.

Работа грязная и мокрая.

30.06.2019г.

Второй слой грунтовки и снова шлифовка - затирка.

Бардак в моделке жуткий, надо выбрать день и навести порядок, в таком бардаке работать сложно - то инструмент пропадёт, то наступишь на что-то нужное.

Результат после обработки второго слоя очень приятный, крыло блестит. Возникают мысли вообще не красить.

Посмотрим, может быть третий слой грунта (как планировали) уже и не нужен, отложим консоли, все силы на фюзеляж. Очень большие сомнения у нас были по поводу использования распечатанных законцовок, зря волновались - обрабатываются замечательно, переходов не видно. Будем 3D-печать в дальнейших проектах использовать активно. Еще бы собственным принтером разжиться...

14 июля 2019г.

Изготовили болванку для носового обтекателя, обклеили тонкой тканью в два слоя и очень тонкой в один слой, вывели и нанесли первый слой грунтовки. Параллельно работаем с фюзеляжем.

16 июля 2019г.

Собираем основные стойки шасси.

25 июля 2019г.

Верх фюзеляжа максимально зашит. Приступили к обшивке снизу.

31 июля 2019г.

Фюзеляж максимально зашит, приступил к его обработке и шлифовке. Параллельно подготавливаю основные стойки. Смонтировал тягу на створки передней стойки.

2 августа 2019г.

Смонтировано крепление носового обтекателя. Собрана вторая основная стойка.

14 августа 2019г.

Вывели фюзеляж. Теперь покрываем тонкой тканью на полиэфирной смоле.

17 августа 2019г.

Первый слой грунтовки. Что же, выглядит красиво! Вся моделка белая, надышались, но сделали это до конца! Пока выходили подышать свежим воздухом, от нечего делать сколотили каркас ящика.

20 августа 2019г.

Выходим на финишную прямую. Сегодня покраска, завтра декали, послезавтра все складываем в ящик и стартуем на МАКС-2019

21 августа 2019г.

Вот и все! Модель готова...

Мы очень устали, мы очень довольны, мы очень благодарны всем, кто нам помогал, кто следил за постройкой в нашей группе. Постараюсь перечислить всех причастных, если кого забыл — простите, не со зла.

Алексей Бубенщиков (г.Костанай)
С Лёшей мы начали разработку виртуальной модели, его советы в решении нетривиальных задач бесценны, а его поддержка (а иногда и просто пинок) не давали забросить проект.

Сергей Диденко (г.Златоуст)
Серёжа не только нарезал нам фанерку за смешные деньги, но и совершенно безвозмездно снабдил нас углетканью, столь необходимой для лонжеронов, пеналов и прочих силовых элементов.

Алексей Грязев (г.Копейск)
Алексей Викторович пилил нам рейки, делился стеклотканью и смолой, давал кучу полезных советов, научил нас работать с композитами, грунтовками, красками.

Егор Кондратьев (г.Миасс)
Главный критик, благодаря которому мы не наделали кучу ошибок. Советы Егора касаемые вопросов механизации очень ценные. Ну и конечно же декали! Нарисовать так быстро и так точно в Кореле может только Егор.

Сергей Анчугов (г.Челябинск)
Сергей делился с нами своим большим опытом практического использования импеллерных систем, благодаря чему мы модернизировали наши каналы импеллеров и повысили тяговооруженность модели.

Олег Чурбаков (г.Рефтинский)
По любой проблеме, связанной с электроникой мы обращались к Олегу. Олег всегда все четко по полочкам разложит, все обоснует и научит как надо.

Михаил Меркель (г.Копейск)
На стадии разработки виртуальной модели предлагал варианты решения возникающих проблем. Ну и конечно же феноменальная память, в которой хранятся параметры всех сервоприводов, регуляторов, а также действующих протоколов обмена и прочей справочной информации. Короче, наш копейский гугл.

Евгений Зязев (г.Челябинск)
Абсолютно бесплатно притащил нам кучу всякой дорогостоящей электроники, материалов, а главное — шикарный пульт.

Константин Ерахтин (г.Челябинск)
Электронные компоненты, те самые налобные фонари, когда работали практически в темноте — все это принес Костя. Ну и конечно же 3D печать и огромный океан идей!

Отдельное спасибо хочется сказать Светлане Николаевне, маме Сережи! Сколько ей пришлось вытерпеть с этим проектом… а сколько денег ушло…

Ну и конечно же моей любимой супруге Вике, которой все время приходится делить меня с самолетами, бесконечными поездками на соревнования, форумы, фестивали.

Ну и несколько фотографий с МАКСа:

5
808
Нет комментариев. Ваш будет первым!