Су-26МХ. Разработка модели. Часть 1.

Тип статьи:
Авторская

От автора: Текст не маленький по объему, в конце статьи есть ссылка на архив, внутри которого кроме всего прочего есть версия статьи для печати.

1. Подготовка основных эскизов.

В Интернете находим следующие чертежи:

Запускаем SolidWorks (проект был разработан в 2012 версии), создаем новый проект. На плоскости «Сверху» создаем эскиз, на котором рисуем горизонтальную линию. Эта линия определит размах нашей модели и в дальнейшем поможет нам расположить и правильно смасштабировать имеющиеся сканы чертежей.

Добавляем для этой линии и исходной точки эскизавзаимосвязь «средняя точка».

Устанавливаем размер нашей линии (желаемый размах):

Вставляем (Меню «Инструменты – Инструменты эскиза –Картинка эскиза») два файла с рисунками чертежей фюзеляжа сверху и консоликрыла. Изменяем ориентацию, масштаб и положение картинок чертежей, добавляемкартинкам прозрачности:

Добавляем на этот же эскиз еще одну картинку с чертежамигоризонтального оперения. Снова масштабируем, переворачиваем и располагаем её внужном месте:

После того как все три рисунка заняли свое место, удаляемгоризонтальную линию, определяющую размах нашей модели и чертим новуювертикальную линию, которая определит размер фюзеляжа:

Выходим из эскиза и сохраняем изменения. В деревеконструирования переименуем полученный эскиз в «Эскиз вида сверху» идобавим его в новую папку «Основные виды» (правой кнопкой на эскизе,в меню выбрать «Добавить в новую папку»). Также можно переименоватькартинки, входящие в состав нашего эскиза.

Всегда старайтесь давать говорящие имена, как эскизам, так и полученным на их основе деталям, в дальнейшем это сильно облегчает жизнь. Согласитесь, «Эскиз нервюры Н8» и «Шпангоут Ф6» звучит намного более понятно нежели «Эскиз 132» и «Бобышка 18». Также старайтесь группировать детали в папках – дерево конструирования разгружается, найти нужную деталь становится легче.

Создаем новый эскиз на плоскости «Справа». Инструментом «Преобразование объектов» преобразуем линию из «Эскиза вида сверху»:

Скрываем за ненадобностью «Эскиз вида сверху», выравниваем вид перпендикулярно нашему новому эскизу (Ctrl+8), вставляем рисунок чертежа фюзеляжа сбоку и выравниваем его, ориентируясь на преобразованную линию.

Добавляем и размещаем рисунок вертикального оперения:

Выделяем осевую линию и удаляем у нее взаимосвязь «Накромке», добавляем взаимосвязь «Зафиксированный», это необходимосделать для того, чтобы мы могли эскиз вида сбоку переставить в деревеконструирования перед эскизом вида сверху. У этой же линии поменяем параметр«Вспомогательная геометрия» (поставим галочку).

Выходим из эскиза, даем ему имя «Эскиз видасбоку», перемещаем в папку «Основные виды», переименовываемкартинки, эскиз должен располагаться над эскизом вида сверху.

Отобразим эскиз вида сверху, повращаем нашу модель еще разоценивая, все ли мы правильно смасштабировали, все ли выглядит пропорциональным.

Стадия создания начальных эскизов является, пожалуй, самой ответственной, от них мы будем отталкиваться во всех дальнейших построениях. Нужно постараться сделать их максимально точно и так, чтобы в последующем не пришлось вносить в них изменения.

2. Базовые чертежи.

Открываем для редактирования «Эскиз вида сверху» и удаляем отслужившую свое осевую линию. Закрываем эскиз.

Начинаем обрисовывать контуры будущей модели, Открываем «Эскиз вида сбоку» и обдумываем, каким способом у нас будет построен фюзеляж. Я решил, что фюзеляж будет состоять из четырех условных частей – капот, передняя часть, средняя и задняя. Наносим на чертеж вспомогательные вертикальные бесконечные линии, которые и будут определять границы частей фюзеляжа.

Определять четкие размеры не обязательно, но так мы можем получить более полное представление о будущей модели. Прямыми линиями обводим контур фюзеляжа, для фонаря и капота используем сплайн. Не забываем использовать нужные взаимосвязи и удалять мешающие.

Инструментом «Отсечь объекты» отрезаем лишнее от вспомогательных вертикальных линий, оставляя бесконечность только у линии, которая проходит через вертикальное оперение.

Обрисовываем вертикальное оперение, отсекаем оставшуюся бесконечную вспомогательную линию

Дорисовываем срезы фонаря:

Отмечаем линию расположения крыла.

Закрываем эскиз. Работа с ним еще не закончена, но намнужно определиться с размерами и положением линии размещения крыла, в этом нампоможет эскиз вида сверху. Открываем его для редактирования и рисуем парупроизвольных линий (проследите, чтобы у этих линий не появилось никаких автоматическихвзаимосвязей)

Выделяем конечную точку на одном из наших отрезков и конечную точку на определяющей положение крыла линии в эскизе вида сбоку

Добавляем этим точкам взаимосвязь «Совпадение»,аналогично поступаем со вторым отрезком

Выравниваем вид перпендикулярно эскизу вида сверху, выравниваем правые концы отрезков по законцовке крыла

Зафиксируем эти точки. Видно, что наши линии не оченьправильно вписались в очертания крыла. Закрываем эскиз вида сверху и открываемэскиз вида сбоку, подгоняем длину и положение определяющей положение крылалинии таким образом, чтобы линии на эскизе вида сверху совпали с очертаниямикрыла

Фиксируем конечные точки отрезка определяющего положениекрыла, меняем тип линии на вспомогательный. Рисуем в эскизе вида сбоку линиюдля положения стабилизатора (я решил немного опустить эту линию по отношению кисходным чертежам)

Повторяем с горизонтальным оперением все действия, которыемы проделывали с крылом, в результате должна получиться линия, полностьюсовпадающая с размерами горизонтального оперения

Линию фиксируем, меняем тип на «Вспомогательный». Закрываем эскиз, гасим картинки фюзеляжа сбоку и вертикального оперения.

Открываем для редактирования эскиз вида сверху,преобразовываем на него осевую линию из эскиза вида сбоку, меняем типполученной линии на вспомогательный.

От этой линии рисуем пять вспомогательных горизонтальных линий, причем две крайние линии совпадают с началом и концом осевой линии.

Выбираем точку начала вспомогательного отрезка ивертикальную вспомогательную линию на эскизе вида справа

Назначаем им взаимосвязь «Точки пронзания»,проделываем аналогичные действия еще с двумя нашими линиями, после чего всевспомогательные линии займут свое место

Скрываем эскиз вида сверху и ориентируем видперпендикулярно к эскизу вида сверху. Правые концы горизонтальныхвспомогательных отрезков выстраиваем по линии фюзеляжа, для крайних отрезковопределяем размеры, у остальных отрезков фиксируем крайние точки

Соединяем крайние точки отрезков прямыми отрезками по всейдлине фюзеляжа кроме капота, там используем сплайн

Обводим очертания крыла и горизонтального оперения, незабываем выделить элерон и руль высоты, закрываем эскиз, гасим картинки


Отображаем эскиз вида сбоку, высвечиваем картинки этогоэскиза, открываем эскиз для редактирования. Прорисовываем профили крыла игоризонтального оперения. Конечно, здесь бы стоило использовать реальные профили (из программы Profili), но для такого небольшого размаха упростим себе задачу — просто обведем контур профиля по исходному чертежу.


Закрываем эскиз, гасим картинки. В очередной раз смотримна результат


Два полученных нами эскиза постараемся в дальнейшем неменять и не использовать их в построении объектов, но будем активноиспользовать их для преобразования линий в эскизах.

3. Болванка фюзеляжа.

Приступим к формированию болванки фюзеляжа. На плоскости «Справа» создаем эскиз и преобразуем на него обводы фюзеляжа (фонарь и капот пропускаем), а также вертикальные вспомогательные линии


Скрываем эскиз вида сбоку, меняем тип вертикальных линий на «Вспомогательный». Подрезаем инструментом «Отсечь объекты» крайнюю правую вспомогательную линию, добавляем сплайн в районе фонаря


Добавляем сплайну пару взаимосвязей«Касательный» с соседними линиями


Форма этого сплайна не соответствует нашему фонарю, но всев порядке – эту область мы позже вообще вырежем. Закрываем эскиз, переименовываемего в «Эскиз направляющих фюзеляжа сбоку», Эскиз помещаем в новуюпапку «Фюзеляж»


Создаем новый эскиз на плоскости «Сверху»,преобразуем на него очертания фюзеляжа из эскиза вида сверху и осевуювспомогательную линию, горизонтальные вспомогательные линии и контур капота непреобразуем.


Осевую линию делаем вспомогательной, скрываем эскиз вида сверху и зеркально отображаем линии обвода фюзеляжа относительно осевой линии.


Закрываем эскиз, переименовываем его в «Эскиз направляющих фюзеляжа сверху» и переносим в папку «Фюзеляж».


Переходим к проектированию сечений фюзеляжа, но перед этим создадим плоскости для этих сечений. Используем команду меню «Вставка» – «Справочная геометрия» – «Плоскость». В качестве параметров для новой плоскости используем плоскость «Спереди» и точку на вертикальной вспомогательной линии:


Плоскость переименуем в «Плоскость сечения фюзеляжа 1» и перенесем ее в папку «Фюзеляж». Аналогичным образом получаем еще три плоскости.


Скрываем все четыре новых плоскости. Создаем новый эскиз на плоскости сечения фюзеляжа 1. Используя инструмент «Эллипс с указанием центра» рисуем верхнюю половину сечения


Внимательно следим, чтобы центр эллипса совпал с центральной точкой эскиза, а верхушка и конечные точки эллипса с точками на эскизах направляющих. Аналогично рисуем нижнюю часть сечения


Если все сделано верно, то эскиз будет полностью определенным (все линии черного цвета) без добавления каких либо взаимосвязей. Закрываем эскиз, переименовываем в «Эскиз сечения 1». Аналогично создаем оставшиеся три сечения.


Все необходимые сечения и направляющие созданы – пробуемсоздать болванку фюзеляжа. Используем инструмент «Бобышка/основание посечениям». В качестве сечений указываем наши сечения (порядок имеетзначение), для направляющих выбираем четыре набора отрезков из эскизов снаправляющими.


Полученный объект переименовываем в «Болванкафюзеляжа» и переносим в папку «Фюзеляж»


4. Обшивка фюзеляжа.

В дереве построений выберем материал для нашего проекта – «Потолочная плитка» (По умолчанию такого материала в базе нет, о том, как создавать свои материалы — в другой статье). Вообще, правильный выбор материала для каждого элемента модели поможет нам в дальнейшем при оценке общего веса модели и расположении аппаратуры (чтобы попасть в центровку).

Придадим объем нашей болванке, используем инструмент «Оболочка» с толщиной 4мм (именно такой толщины у меня потолчка) и в качестве граней для удаления указываем переднюю и заднюю часть болванки.

Полученный объект назовем «Оболочка фюзеляжа»

Отрежем лишнее в районе фонаря – создаем новый эскиз наплоскости «Справа», скрываем оболочку фюзеляжа, отображаем эскиз видасбоку, используя преобразование объектов, рисуем эскиз


Закрываем эскиз, скрываем эскиз вида сбоку, отображаем обшивку фюзеляжа и выполняем операцию «Вытянутый вырез», используя в качестве основы наш эскиз, в двух направлениях насквозь

Объект называем «Вырез под фонарь»


5. Болванка и обшивка горизонтального оперения.

Переходим к формированию болванки горизонтального оперения. Скрываем болванку фюзеляжа, отображаем эскиз вида сбоку, создаем эскиз на плоскости «Справа», куда переносим корневой профиль горизонтального оперения. Эскиз сохраняем под именем «Эскиз корневого профиля ГО» и переносим его в новую папку «ГО»

Используя плоскость «Сверху» и осевую линиюкорневого профиля ГО создаем плоскость «Плоскость очертаний ГО».

На этой плоскости создаем новый эскиз, куда переносим всеотносящиеся к горизонтальному оперению линии из эскиза вида сверху. Сохраняемэскиз как «Эскиз очертаний ГО»

Создаем плоскость концевого профиля ГО

На этой плоскости чертим эскиз концевого профиля

Инструментом «Бобышка/основание по сечениям» строимболванку ГО

Используем инструмент «Оболочка» для созданияобъекта «Оболочка ГО»

Отобразим эскиз «Эскиз очертаний ГО» (оннаходится в составе объекта «Болванка ГО»). На плоскости очертаний ГОсоздадим следующий эскиз (активно используем инструмент «Преобразованиеобъектов»):

Используем этот эскиз в инструменте «Вытянутый вырез», отсекаем все ненужное от ГО. Объект называем «Отрезать лишнее от ГО»


На плоскости очертаний ГО создаем еще один эскиз, накотором обозначим линии разъема руля высоты и стабилизатора (преобразуем сэскиза очертаний ГО), эскиз назовем «Эскиз резака РВ»


Теперь воспользуемся инструментом «Разделить» с вкладки «Прямое редактирование». Выберем в качестве инструмента отсечения «Эскиз резака РВ», нажимаем кнопку «Разрезать деталь», в таблице результатов появляется пара строчек. В столбце с ножницами ставим галочки в обеих строчках, столбец «Файл» не заполняем, проверяем отсутствие галочки у параметра «Абсорбировать вырезанные тела»


Полученный объект переименовываем в «Разделить РВ», скрываем «Эскиз резака РВ»


Обратите внимание, в дереве конструирования в папке«Твердые тела» также можно навести порядок, создавая папки ипереименовывая тела. Очень удобно скрывать или отображать группу нужных телкликая правой кнопкой по папке с твердыми телами и выбирая нужный пункт меню.

6. Сочленение фюзеляжа и стабилизатора.

Следующим шагом будет прорезание отверстия под стабилизатор в обшивке фюзеляжа. Для этого оставим на экране только обшивки фюзеляжа и стабилизатора

Воспользуемся инструментом «Линия разъема» (меню«Вставка» – «Кривая» – «Линия разъема»), укажемтип разделения «Пересечение» и выберем грани для разделения:

Скроем фюзеляж, останется стабилизатор с линиямипересечения с фюзеляжем

На плоскости справа создадим новый эскиз, на которыйпреобразуем эти линии пересечения

У двух полученных кривых удаляем взаимосвязи «На кромке» и добавляем взаимосвязь «Зафиксирован». Соединяем линией правые концы кривых, закрываем эскиз. В дереве конструирования выделяем объект «Разделяющая линия» и удаляем его (клавиша Delete).

Таким образом, мы получили эскиз для выреза в обшивкефюзеляжа под стабилизатор, вырезаем его инструментом «Вытянутыйвырез». Объект называем «Вырез под стабилизатор», переносим егов папку «Фюзеляж.


Продолжение в следующей статье...

1731
Нет комментариев. Ваш будет первым!