FPV - носитель

Тип статьи:
Авторская

Предыстория.

Проект был разработан специально для участия в МАКС-2017, везти на мероприятие столь высокого уровня самолет из потолочки как то уж совсем не красиво — вот и возникла необходимость в носителе из «правильных» материалов. Конечно, самым правильным было бы изготовить крыло из угля, стекла и смолы, но на сборку и отладку бортового оборудования у нас всего полтора месяца — не успеем…

Расходы.

Этот раздел временный, попробую в нем собрать все расходы на модель. Можно смело пропускать чтение раздела, тут ничего интересного — одни цифры.

Статья расходовСумма (руб)
AliExpress. Передний управляемый ретракт За срочность доставки немного переплатил.794,12
Фанерная нарезка (со всеми моими скидками и бонусами)800,00
Доставка фанерной нарезки150,00
4 сервопривода EMAX ES3103E913,70
Бальза 6х100х1000 2шт480,00
Бальза 8х100х1000 2шт560,00
Клей ПВА140,00
Клей Cosmofen160,00
Крючки строительные 4шт12,00
Стойка носовая80,00
Пленка для обтяжки белая 3м915,00
Термоусадка63,00
Разъем D-SUB DB-9F 2шт26,00
Разъем D-SUB DB-9M 2шт26,00

Материалы и механизмы из того, что было в наличии:

  • липовые стрингеры 2х4 и 2х6;
  • бальза 1,5х100х1000 6шт;
  • бальза 3х100х1000 1шт;
  • пара крыльевых ретрактов без сервоприводов;
  • 3 колеса на шасси;
  • пан-тилт;
  • 2 сервопривода 9гр. на пан-тилт;
  • 2 сервопривода на ретракты;
  • курсовая камера;
  • пленка для обтяжки (голубая, желтая, оранжевая, красная, синяя прозрачная);
  • скотч черный;
  • 1Вт светодиоды на БАНО (зеленый, красный и белый)
  • текстолит фольгированный двусторонний;
  • регулятор 50А;
  • мотор бк DaualSky;
  • винт 14";
  • BEC 5А;
  • провода;
  • передатчик видео;
  • OSD;
  • кабанчики;
  • шарниры тяговые шаровые;
  • тяги;
  • разъемы;
  • чулочные изделия;
  • смола ЭД-20.

Сборка.

Лазерная нарезка фанерных деталей как обычно порадовала своей точностью.

Все собирается на ровной поверхности, стапель для сборки крыла не нужен. Начинаем сборку с фюзеляжа. Клей — ПВА.

Носовую рамку вклеиваем в носовую полку.

Шпангоут Ф1.

В полку аппаратуры вклеиваем две части шпангоута Ф2.

Шпангоут Ф3.

и шпангоут Ф4.

Приклеиваем носовую часть фюзеляжа.

Вклеиваем в шпангоут Ф1 полку носового оборудования. К шпангоуту Ф2 пока не приклеиваем.

Вклеиваем левую боковину фюзеляжа. Канцелярские зажимы очень помогают в сборке.

Правая боковина фюзеляжа.

Полки Т3 и Т4 вклеиваем в верхнюю часть фюзеляжа.

Шпангоуты ФК3 и ФК4.

Шпангоут Ф5 вклеиваем в тыльную часть фюзеляжа.

Шпангоут ФК2 приклеиваем к Ф2.

Пропускаем четыре стрингера из липы сечением 2х4мм.

В крыле у нас используются пара труб диаметром 18мм (длина 520мм) и диаметром 10мм (длина 780мм). Из плотной бумаги на каждой из труб выклеиваем пару пеналов.

Отверстия под трубы в нервюрах необходимо увеличить до диаметров бумажных пеналов.

К полке ретракта приклеиваем пару усилителей.

Вклеиваем полку в нервюру Н4.

Приклеиваем нервюру Н5.

К нервюре Н3 приклеиваем соединитель задних лонжеронов.

Вставляем трубы в фюзеляж, одеваем на пеналы нервюру Н1, прищепками фиксируем нервюру к фюзеляжу. Одеваем на трубы следующие пять нервюр.

Вклеиваем короткую часть заднего лонжерона.

Приклеиваем усилитель передней кромки.

Вклеиваем длинную часть заднего лонжерона.

Вклеиваем оставшиеся нервюры.

Четверть-нервюры вклеиваем в усилитель передней кромки. Крепим к заднему лонжерону что-то ровное и негнущееся, в нашем случае — алюминиевую трубу прямоугольного сечения.

Нагружаем каркас крыла небольшими грузами так, чтобы все «ножки» нервюр стояли на сборочной поверхности без просветов. Вклеиваем стрингер из липы сечением 2х6мм.

… и еще один стрингер 2х6мм.

Площадка сервопривода элевона.

Снизу крыла еще пара стрингеров, причем, задний стрингер заканчивается на нервюре Н3.

Ретракты в крыле будут механические (кажется от модели спитфайр).

Монтируем ретракт в крыло. Колеса древние с советских времен, позже заменим на более легкие.

В старых запасах находим не пригодившийся (не помню причину) пан-тилт. Конструкция не очень удачная, но пока остановились на этом варианте. Примеряем на фюзеляж.

Подходит. Монтируем, временно подвешиваем камеру и проверяем углы наклонов. Вправо, вверх:

влево, вниз:

Все в норме, обзору ничего не мешает. Собираем правое крыло.

На усилитель передней кромки приклеиваем бальзовый брусок 6мм

Монтируем сервопривод крыльевого ретракта, проверяем выход и уборку шасси.

Все работает как надо, стойка фиксируется в крайних положениях, нагрузка на сервопривод в норме. Выверяем углы, фиксируем колесо.

В места крепления крючков вклеиваем липовые бобышки.

Лонжерон зашит 3мм бальзой, волокна бальзы направлены перпендикулярно размаху.

Отрезки реек приклеены на нервюры для ограничения хода силовых труб.

Зашивка крыла бальзой 1,5мм. Нагружаем крыло грузами и приклеиваем пластину к лобику крыла. Тут уже можно пользоваться циакрином.

На заднюю кромку приклеиваем пластину 1,5мм бальзы шириной 10мм.

Приклеиваем пластину к нервюрам и лонжерону.

Зашиваем остальную часть крыла.

Груз с крыла не снимать! На фото выше его нет, но это только на время фотографирования. Нагруженным крыло оставляем на сутки, тем более что на улице ураган, электричество отключили.

Разгружаем и переворачиваем крыло. Время избавиться от «костылей». В помощь нам дремель и шкурка на бруске.

Зашиваем нижнюю часть крыла, не забываем про шасси.

Обрабатываем переднюю кромку. Очень помогает наждачка на губке.

Этими же губками вышкуриваем поверхность зашитого крыла. Пара крючков для фиксации крыльев между собой.

Ну и первое взвешивание.

Крыло получилось жестким, не крутится, не гнется.

Приехал носовой ретракт.

При пробном подключении ретракт заклинил на середине хода. Лишний раз убеждаюсь в необходимости переборки всего что приходит из Китая. Разбираем...

… смазки внутри ретракта нет вообще! Ну, это поправимо, щедро приправляем внутренности ретракта проверенной смазкой, собираем, проверяем — все в норме. Для нормального функционирования поворотного механизма дорабатываем фюзеляж.

Собираем второе крыло, добиваемся одинаковой развесовки обоих крыльев.

Элевоны склеены из бальзовых реек. Петли самодельные из упаковочного материала от оргтехники.

Винглеты изготовлены по той же технологии. Обтягиваем прозрачной синей модельной пленкой.

Элевоны обтягиваем той же пленкой.

В крылья вклеиваем бальзовые полочки с установленными светодиодами, пропускаем провода через крыло.

Крылья обтянуты. Будут еще надписи и наклейки, но уже после полной сборки модели.

Машинка элевона, кабанчик, тяга.

Носовая стойка и соединительная муфта (самодельные).

Винглет съемный, на двух болтах. Немного декалей (Егор, спасибо!)

Начинаем монтаж электроники, проводов много, используем стяжки. В нижней части фюзеляжа: Регулятор, BEC, большая часть проводов.

В верхней части: приемник, контроллер, крыльевые разъемы.

Передатчик на 5,8 с самодельной антенной — клевером занимает свое место внутри фюзеляжа.

Носовой обтекатель решили делать композитным по пенопластно-чулочной технологии. Болванка вытачивается из пенопласта.

Натягиваем четыре слоя обычных женских чулков, пропитывая каждый слой смолой.

Использовать именно эти носочные изделия обеспечивают плотное прилегание к болванке, работать со стеклотканью было бы намного сложнее. Жесткость изделия будет немного хуже, но это только декоративный элемент, нагрузки не несет вообще никакой.

Смола полностью встала, выковыриваем куски пенопласта (остатки будут выведены ацетоном).

Немного пошкурили.

Фюзеляж зашит и готов к обтяжке.

Обтянут, декали на месте.

Остался один день на финишную настройку, сборку — разборку — упаковку. Впереди МАКС-2017.

Менее 12 часов до вылета… Модель полностью готова и упакована. Немного устали. Облет будет после МАКСа.


Спасибо всем кто принял участие в проекте, всем кто помогал:

Сергею за шикарную фанерную нарезку;

Егору за качественные аппликации;

Алексею за отличное название проекта;

Олегу за дорогостоящее видео оборудование;

Елене Васильевне Сусловой, благодаря которой поездка на МАКС вообще стала реальной;

ну и конечно моей любимой Вике, которая два месяца терпела мое отсутствие дома по вечерам.

323
15:24
Как всегда- очень интересно!
Интересует размах, моторсет, приблизительный вес.
05:59
Алексей, размах 1300. Мотосет будет чуть позже, пока еще точно не определились. Вес будет жуткий. Модель (виртуальная) разрабатывалась за три дня, просчитывал только центровку. Вес, прочность и прочие обычные для моделей виртуальные тесты не выполнялись. Причина одна — до МАКСа полтора месяца, можем и не успеть. В любом случае, летать она у нас будет, один раз точно полетит laugh
22:07
Будет устанавливаться гира или «на ручках»?
10:47
Алексей, будет полетный контроллер почти собственного производства. Будет три режима полета — с небольшой стабилизацией (возможен простейший пилотаж), полная стабилизация с управлением направлением полета и полет по заранее определенному маршруту (на борту GPS). Ну и еще небольшие вкусности, о которых позже. Основное предназначение модели — дать возможность полетать людям, далеким не только от моделизма, но и от авиации вообще. Этакий экскурсионный самолет
22:59
Глянул список участников МАКСа, от Челябы только одна контора. Это не вы? 😉
10:42
Нет, Сережа, это не мы, это контора немного другого профиля quiet
Мы едем в рамках фестиваля "От винта".
14:56
Друзья, срочно!!! Помогайте с выбором названия для модели. Требования: одно слово, русский язык.
19:01
Я уже его обозвал. :)
20:14
Егор, да я серьезно. Не знаю какое название для проекта выбрать. Это ж головняк!
22:31
Птера.
12:38
Зачет!!!
18:27
Ау! Где процесс devil laugh
07:51
Собирали второе крыло — описывать особо нечего было. Сейчас основные силы брошены на настройку электронных мозгов модели, это отдельная песня. Вот думаю, может быть по самодельному автопилоту информацию в другую статью вынести?

19:45
Статья — это очень хорошо. И желательно развернутая и для «чайников». Как раз изучаю ФПВ-шные форумы. Хочу пойти в этом направлении. Пока в голове каша. Но со временем разберусь. Одно понял точно — все ОЧЕНЬ недешево. Нормальный автопилот стоит как недорогой автомобиль б/у wonder .
Плюс всякое разное.
В общем- я «ЗА». И чем подробнее, тем лучше.
05:59
На счет дорогого автопилота — тут разные мнения есть, все от назначения зависит. Для спокойных плавных полетов (то что нам нужно для ФПВ) вполне реально обойтись простенькой «фишкой», ну или как в нашем случае — собрать самому (в 500 рублей уложиться можно легко). Компоную материал для новой статьи
19:55
+1
Выбрана аэродинамическая схема

только двигатель не реактивный laugh
06:01
Красив! Это «Стратосфера»? Самолет с очень интересной судьбой. Лёша, делай его побольше, для фпв размах имеет значение.
17:17
Я давно к нему присмотрелся, самое то для ФПВ.Только не думал про двигатель еще.
18:09
+2

Красавец!!!
18:15
+1
Да, самолет однозначно необычен. А его схемой достигается максимальная экономичность работы двигателя. При этом сохраняются все плюсы классической компоновки.
08:35
Куда мотор ставить? Толкатель?
20:38
Пушер. На срез турбин.
05:51
С размахом определился? Хм, очень заманчивая идея построить этот самолет, может тоже начать…
19:32
+1
Я думаю в районе 1800-2000 мм. Что бы при надобности можно было нагрузить батареями и оборудованием, не смущаясь получить кирпич.
06:06
Бальза-фанера? Или композиты будут?
04:49
«Грач» с планерными крыльями.
08:36
Ну изначально то он был немного военным. Наш ответ самолету-разведчику U-2
06:34
Очень много проводов, главное ничего не перепутать.

20:31
Бук восстановлен, электроника почти настроена, коробка не готова, я в тихой панике, завтра крайний день на все…
16:51
Проект завершен. Было интересно, местами трудно, местами нудно. В любом случае, получено огромное удовольствие от процесса сборки.