Аквилон

Тип статьи:
Авторская

Приветствую всех!


На зимний период решил озадачится самолетиком для 32 куб бензина. Комплектующие имеются практически все. Нет только самолета! Первой мыслью был биплан в размахе 1500. Даже пару вариантов было разработано в Солиде.

Позже, взвесив все «За» и «Против», решил биплан оставить на потом. Классический моноплан все же попроще.

Опять сел за Солид. Порисовал. Вдохновился сильно самолетиком R3 GEE BEE, но в нем огромное количество констукторских решений, которые мне не нравятся. В общем, нарисовал самолетик с легким привкусом GEE BEE, но по своему вкусу!

Нарезан комплект фанерных деталей:



Пока нарезка едет медленной почтой — начал делать самолет с… хвостового колеса. Выпилил кронштейн из куска дюраля.

Ось колеса — болтик м2,5


Ось кронштейна — болт м3


В сборе:

Приехала нарезка, пробую собрать «на сухую» — всё отлично стыкуется.

Быстренько машину в гараж — и домой, собирать. Заклеил первый шпангоут бальзой, потом все это дело покроется разбавленной эпоксидкой.

Ну и далее присобрал переднюю часть:

Все склеилось без проблем, зазоров и нестыковок.

Все таки — лазер, это тебе не хухры мухры. Даже надфили не доставал — только наждачкой резы точнул, и все!

Продолжаю сборку фюзеляжа:

Вклеены сосновые стрингеры по низу фюзеляжа в количестве 8 шт. Сечение 4*4 мм. Зашита крышка, гаргрот, усилены киль и руль направления. Все обшивал 1 мм бальзой. Бальза очень понравилась — легкая и не ломкая. Заказывал на Спортхобби через ПФ. Не рекламирую- сравниваю с РС74, челябинская вся была как фанера.


Установил тросовый привод РН, машинка на 20 кг. Провел управление на хвостовое колесо от РН пружинами — не нравится, буду все таки кидать еще один трос от машинки на колесо через боудены.

В планах на ближайшее будущее- заняться фонарем. Как всегда -болван+бутыль+фен.
А там глядишь- станочек заработает, буду стаб пилить.

Пробуем на новом станочке пилить кабанчики:


Переделал привод управления хвостовым колесом. От машинки прокинул еще два троса. В местах касания тросами деталей фюза вклеил капроновые трубочки. Получилось лучше.

Сегодня приехали кое какие ништяки- карбониевые кок и стойка шаськи. Стойку специально выбрал по больше, от полтинника, что бы можно было спокойно юзать 20 дюймовые винтики. На мелкой стойке 19- ые часто об асфальт подрезал, винтов не напасешься.

Также прибыли колеса на 100 мм, иридиевая свеча на движку, топливные трубки и комплект фрез-кукурузок. Так что инструмент пока есть...

На выходных изготовил место хранения самолетины- такого большого еще не приходилось собирать, пришлось делать спецполку.

Самолет стремительно набирает вес — установил двигатель, шасси, сервы РВ

Наконец то собрал каркас стаба. По три петли на сторону. Завтра планирую начать зашивку.

Нормальный такой стаб получается — 800 мм в размахе.

Зашиваю первый:

Весовая сводка: каркас — 51 грамм, обшитый — 75 грамм.

Доделал стаб. Обшивку клеил на два клея — прямые участки на ПВА, участки с большой кривизной — на ЦА. Установил для примерки на самолет.

Размерчик впечатляет!

Немного сомневался в жесткости фюза, даже думал сначала боковины зашивать целиком. Но на данном этапе, даже без зашивки и обтяжки, жесткость очень хорошая. Так что боковины зашивать не буду.

На выходных прорисовал каркас подфонарной части фюза. Вырезал все из 3 мм бальзы повышенной плотности.


Обшил миллиметровкой.

Фонарь из бутылки, обезжирен хорошо спиртом. Затем окрашен изнутри черной нитрой из баллона. Ну и вклеен на место:

В свете неожиданно сложившихся обстоятельств, болван капота придется пилить ручками. Это не тяжело, просто занимает некоторое количество драгоценного времени. Но никуда не денешься — пилить надо.

Для болвана закуплен 20 мм пеноплекс. В солиде болванка нарезана на 15 сечений- получены чертежи.

Распечатываем, клеим на карандаш ( у сына из портфеля свистнул). Далее работа скальпелем. На сегодня вот такая черновая пирамидка:


Сечения обточены четко по шаблонам. Трубкой просверлены по два отверстия в каждой заготовке. По торцам заготовок нанесены маркерные линии, которые ограничивают глубину обработки. Бумажные шаблоны сняты — болван склеен.

При помощи 3д ножа и 3д бруска с наждачкой производим обработку поверхности до маркерных линий. Получаем болван в первом приближении:

Поверхность надо загнать в хороший минус под оклейку стеклом, шпаклевку, грунтовку и т.д.
Сегодня привезли из Че клеевые материалы для формовки- смола, гелькоут, спирт, аэросил, стекло.

Поточил мастермодель ( о какие слова знаю). Второе приближение:

Готовлю болван род шпаклевку. Смолу замешал с аэросилом, покрыл первым слоем. Завтра обработка- и второй слой.

После того, как заготовка капота была покрыта двумя слоями эпоксидки с аэросилом, производим ее обработку при помощи бруска с наждачкой. Слой получился очень жесткий. Поэтому по началу применялась наждачка с максимальной зернистостью, в последствии на уменьшение. В чем засада- покрытие требуется обточить очень ровно, при этом не проточить до дыр, т.е. пеноплекс должен остаться под слоем эпоксидки. Этот слой выполняет две функции- придает жесткость поверхности+ защищает пенопласт от воздействия двухкомпонентной автошпаклевки.

По завершению обработки болван покрывается мягкой автошпаклей. Можно и рекомендуется использовать на подслой волокнистую, она гораздо жестче, но и точится много хуже. Я ее использовать не стал. Но с заготовкой надо обращаться как с хрустальной вазой, ибо любая тычка или падение сразу повреждает поверхность, что влечет за собой повторное нанесение материала + обработка.


В общем — суть трех дней работы: наносим шпаклю, обтачиваем, грунтуем, обтачиваем, опять шпаклюем, опять обтачиваем, снова грунтуем… В общем так до бесконечности, пока не получим приемлемый результат. Надо помнить, что качество требуемого изделия напрямую зависит от качества поверхности мастермодели. Поэтому — ТАРАПИЦЦА НИ НАДА.


Если честно- уже устал точить, мазать, грунтовать. Но от этого ни куда не денешься. Верхняя половина болвана уже почти готова. Завтра буду заниматься нижней частью. «Чистое творчество» во всей его красе. А запах- обалдеть. Балкон не закрываю, но все равно чуток «прет»...


Болванка загрунтована в очередной раз и замыта 600ой наждачкой.


Затем все это дело протирается салфетками со спиртом и окрашивается из баллона.


Цвет краски может быть любой, я красил двумя, чтобы определиться с выбором.
Ну вот теперь это изделие уже можно называть мастермоделью, правда еще надо покрыть двухкомпонентным лаком и отполировать.
На очереди — разделительные доски. Наверно буду делать на выходных в гараже.


Вот еще вариантик — готов под лак. Завтра договорился с товарищем задуть:


В процессе работы приобрел много новых знаний по работе с композитами, сделал выводы.
Озвучиваю: если делать качественную матрицу, то нужны качественные, желательно немецкие, материалы. В частности- смола.

Смола нужна жидкая. Также нужен эпоксидный а не полиэфирный гелькоут. Из за отсутствия данных материалов матрица у меня вышла не качественная. И при снятии сломалась (треснула).

Уже хотел забить на все это дело, даже нарисовал наборный капот. Но потом решил попробовать выклейку по поверхности болвана.

Что бы не заморачиваться с разделительным слоем, использовал пищевую пленку, приклееную к болванке на сахарный сироп.

Изучая форумы, понял — что бы получилась хорошая и легкая корка, нужно укладывать ткань одним куском. Одним куском уложить ткань на весь болван не получится, поэтому процесс был разделен на три этапа. Первый- верхняя часть до горизонтальной плоскости, второй- две нижних части, разделенные по вертикали.

Корочки клеил из двух слоев, выгоняя по возможности всю смолу шпателем. Готовые заготовки подгоняются друг к другу и склеиваются на ЦА.


Внутри по шву проклеивается полоска стекла, шириной 1 см.

Примерил на самолет — дракон, блин!

Затем заготовка шлифуется максимально без шпаклевки. Когда точить уже некуда- шпаклюем швы и прочие косяки.

Далее опять точим, грунтуем, замываем, красим.

На верхних окнах будут ребра:

Очень боялся, что наберется сумасшедший вес. Но капот получился сравнительно легким. Размером как 7ми литровое ведро, вес без покраски был 195 грамм. После покраски уже 220. Для сравнения — на моем предыдущем Edge капот весит 230 грамм, хотя размером в два раза меньше! Так что прогресс налицо!

Прикинул глушак — ну не нравится.



Придется заказывать мягкий металлический патрубок что бы вывести без лишних вырезов.

Вклеил бобышки крепления капота и дефлектор в воздухозаборник. Работа не видимая, но занимающая время.

Вырезал из бальзы четверки ребра на окна, грунтанул, покрасил. Завтра установлю. Между капотом и крышкой получилась небольшая ступенька. Вклеил в крышку полосы бальзы и сточил ступеньку. Теперь все ровно!


Потихоньку становится похож на проект:


Комплектую фюзеляж. Установил зажигалку, бак на 300 мл, подраскинул провода.


Нарисовал в солиде подиум для сервы газа.Серва устанавливается под 60 градусов к горизонту. В таком случае качалки двигателя и сервы параллельны. Завтра наконец то забираю с почты приемник и пропеллеры. Можно будет производить предварительную настройку.


Ну и доделал капот- установил жабры. Их функционал — создание крутого имиджа!




Винты будут 20*7 и 19*8. Второй вариант уже опробован- вполне нормальная тяга и скорость. На двадцатых хочу попробовать 3д.

Вся начинка фюзеляжа установлена и закреплена, за исключением приемника и батареи. Место их установки будет определено после окончательной сборки и проверки центровки.
Моторный отсек полностью изолирован от фюзеляжа во избежание колебаний проводки проходящим воздухом. Проанализировав причину падения Сбача, пришел к выводу, что провода питания оторвались именно из-за колебаний потоком воздуха. Такой своего рода флаттер проводов.

Занялся стайлингом. Фотки получаются искаженные, но такой уж у меня супер-пупер телефон.








Закончил работы по фюзеляжу и стабилизатору. Установлена вся начинка. Вес без аккума, пенала, глушителя вышел 3450 грамм. Я вполне пока доволен. Надеюсь в пятерочку влезу...




Идет работа над крыльями. Технология классическая — нож, линейка, глаз-алмаз. Стапель мне пока не доступен, поэтому сборка на коленке.

Корневые нервюры вырезаны фрезой из 3мм фанеры. Остальные ножом из 2,5 бальзы.
Лонжерон: полка 9*5 сосна, стенка 3 мм- дубовая бальза.
Пеналы из 50 гр стекла на эпоксидке.

Направляющие крыла — 5 мм трубка уголь, внутри вклеен березовый чоп.

На нервюре, где заканчивается силовая труба, вклеена усилительная площадка

Задняя кромка собрана из березовых реек сечением 5*3 мм. Между ними вклеены площадки для установки петель.

Петли штыревые диаметром 5 мм в количестве 5 шт. Лоб зашит 1,5 мм легкой бальзой до лонжерона.


Примерка крыльев — еле в комнате помещается


По креплению крышки: Две защелки, перед, зад. В качестве самой защелки использовал найденный на улице кусок оптоволоконного кабеля. Очень упругий и легкий.



Собрал элероны. МНС ассистирует


На данном этапе вес крыльев 560 грамм с трубой. Думаю в кило помещусь...

Обшил правую консоль:

Приехал такой комплект:

Под канистру место не проектировал, поэтому сделал так:

Все таки пришлось немного прорезать капот:

В принципе, почти влез:

Собрал. Жду погоду.



Ну что же-спешу сообщить- самолет летает! И летает просто отлично!

Благодаря длинной хвостовой балке устойчивость отличная и в ветер, и в штиль.
Облет производил недели две назад в штормовой ветер. На пропеллере 20*7. Сражу скажу, что такого винта мало для скорости, приходится постоянно давить газ в пол.

На третьем полете открутились болты крепления движка (вроде затягивал норм) и оторвался датчик Холла. Мотор заглох. Сел без приключений.

Сегодня погодка выдалась сказочная. Пропеллер 19*8. Тяги-скорости вполне хватает. Самолет оттриммирован. Расходы-экспоненты выставлены. Летит устойчиво. Не плавает по высоте. На полном газе можно без напряга(ну почти) лететь на метровой высоте.

Посадочная скорость очень низкая и комфортная. Взлетный вес чуть меньше 5 кг.(около 4900)
В общем- все очень нравится. Теперь главное чтобы погода не подводила.



В архиве ниже DXF-шаблоны деталей для сборки модели.

212
14:04
Есть мысля поставить дым. Кто реально знаком с этим вопросом — проведите ликбез. Или ссылкой киньте.
21:29
В выходные ездили на полеты. Дома настроил микс по кривой на нож. А то уводило на фонарь. На третьем полете в процессе леталова на ноже, заорала телеметрия по питанию борта. Быстро сел, все проверил, вроде все в порядке. Из за чего орет- не понятно. Заправил. Завел. Все работает. Телеметрия молчит. Решил взлетать. И как чувствовал- взлетел не сразу по прямой, а решил объехать машины полукругом. Пока объезжал — опять сигналка заорала о просадке напруги на борту и отказ управления. Оказалось — заклинила серва РН (долетался на ноже). В общем- повезло сказочно dance
В итоге. Принято решение (сильно мучительно) переходить постепенно на нормальные (читай-дорогие😢) машинки. Начинаю с РН
ru.aliexpress.com/item/Kingmax-BLS7731CHV-High-Voltage-Digital-Servo-Metal-Case-25-42kg-cm-77-5g/32697340164.html?spm=2114.13010608.0.0.5jaqR6#/price
Заказал, жду.Питание на нее придется заводить на прямую от аккума, а то жрет вольтаж с амперами не по деццки crazy
Далее по мере возможности сервы РВ-
ru.aliexpress.com/item/Jx-CLS-HV7315MG-15KG-HV-High-Precision-Steel-Gear-Full-CNC-Aluminium-Shell-Structure-Digital-Coreless/32794930210.html?spm=2114.14010208.99999999.316.nVHlGI
20:00
Нарисовал и выпилил из фанеры 3 мм т.н. менеджер питания. Полностью развел питание серв. От приемника сейчас запитана только серва газа и включение кил-свича. Сам кил — напрямую от батареи, как и машинки.


Пришла машинка на РН. Супер все, кроме цены. Установил, на той неделе облетал. Все отлично.
Сегодня ездили на полеты — контрольные настройки перед поездкой на фест в Темиртау.
Решил попробовать проп 19*10. Вроде по оборотам чуть тяжеловат, но мне понравилось на нем летать больше, чем на 19*8. Легче дозируется тяга, так как обороты меньше. С ним и поеду.
05:56
Красиво! Леша, я так понимаю, ты летать на фестивале будешь?
19:09
Да. Едем с Юриком на двух машинах с двумя самолетами (+жены, дети ). Я с Аквилоном, Юра с Экстрой калилкой.
20:14
Лёша, Юре привет! Больше снимайте, будет интересно сравнить
20:17
Ок! Снимем всех! laugh Или все? Как то двусмысленно 🤣
20:23
Снимай все и всех, и все у всех!