Ту-160. Модель - полукопия

У одного из наших воспитанников появилось желание собрать большую модель реально существующего самолета, очень ему нравится Ту-160 (а кому может не понравиться «Белый лебедь»). Я сам вокруг него на МАКСе долго ходил, самолет прекрасен! А сколько интересных технических задач предстоит решить, тут и цельноповоротное оперение, и крыло изменяемой геометрии, и… много чего еще.

В общем, решили строить. Импеллеры подобрали. Исходя из параметров импеллеров выбрали масштаб 1:25. Размах получается немалым — 2228мм. Материалы доступные — фанера, бальза, немного угля, немного пластика. На реализацию проекта есть почти 2 года, виртуальную модель надо будет постараться до нового года закончить.

В качестве базового решили использовать вот этот чертеж.

В графическом редакторе режем чертеж на составляющие, немного уменьшаем яркость линий.

Рассчитываем основные размеры.

Новый проект в Солиде. Основные чертежи аккуратно размещаем на видах спереди, сбоку и сверху.

Определяем места для плоскостей сечения.

Вычерчиваем сечения фюзеляжа и строим поверхности.

Также поверхностями строим центроплан.

Зализы центроплана.

Элементы мотогондолы.

Придаем толщину поверхностям, приводим их к нормальным твердым телам.

Киль и корпус задней антенны РЭБ

Размещаем импеллеры внутри мотогондол.

Передняя стойка шасси в состоянии «выпущено»...

… и в состоянии «убрано».

Для убранной основной стойки шасси на прототипе есть специальный отсек:

Добавим его в модель.

Сама основная стойка убирается очень интересно.

Колея убранной и выпущеной стойки различаются. При выпуске стойка выдвигается в сторону мотогондолы. Реализовать механизм конечно можно, но весу такая конструкция добавит значительно, так что в бок шасси выдвигаться не будет. Прорисовываем тележку основного шасси.

Состояние «выпущено»:

Состояние «развернуто»:

Шасси «убрано»:

Вот как в теории должна работать механизация основной стойки шасси.

Все элементы основной стойки прорисованы и установлены внутри фюзеляжа.

Проработаны элементы для открытия — закрытия створок передней стойки шасси.

Выверены оси и углы поворота оперения.

Качалки, кабанчики и машинки для рулей.

Крыло в минимальной стреловидности...

… и максимальной.

Проработан механизм изменения стреловидности крыла. Выделены складывающийся гребень, закрылки и элероны.

Приступаем к формированию внутреннего каркаса. Начинаем с шпангоутов фюзеляжа.

Всего вышло 29 шпангоутов.

Начитаем пропускать стрингеры, формировать полки и выемки.

Стрингеры отнимают ужасно много времени, нужна автоматизация (на будущее)

Проработаны все основные элементы фюзеляжа, в том числе самое сложное — узел изменения стреловидности крыла.

Приступаем к облегчению шпангоутов, полок и прочих элементов каркаса. Заодно формируем сборочные подпорки.

Двадцать раз проверяем все облегчения и сорок раз собираемость каркаса.

Прорисовываем внутренности оперения.

Крыло также будет наборным. Всё по классике!

Нервюры облегчены где нужно, блок поворота гребня и сам гребень построены.

Все основные элементы конструкции прорисованы и проверены.

Фанерные детали будут резаться лазером на станке с ЧПУ. Готовим файлы для резки.

436
20:13
Блин, красавец. Видел однажды в небе. От себя скажу- цельноповоротные плоскости не терпят никаких люфтов, даже в сервах. В идеале цифровую нужно серву.
08:03
В небе не видел ни разу, но на статической площадке вокруг него проходил не один час. Красив! На счет плоскостей ты как всегда прав — поворотный механизм нужно тщательно продумать, особенно в выбранном масштабе. Есть мысль поворачивать крылья коллекторным движком и редуктором.
18:14
Грандиозная затея! Везет вам- я такой только на картинка видел!
Какой вес планируется?
На механизм поворота крыла можно применить длинный винт и капроновую гайку.
22:08
Затея действительно масштабная, согласен. Планируем уложиться в 5 — 6 кг полетного веса. Импеллеры нашли недорогие с тягой в 1кг, вроде должно хватить для копийного полета. Пробег конечно будет диким, но у нас в планах даже тормозные парашюты crazy
13:02
Отступать некуда, начинаем сборку!