Разработка моделей. Этап 1 - Подготовка исходных чертежей

Этой статьей начинаем цикл уроков по созданию авиамодели с самого начала, до виртуальных испытаний и подготовки чертежей для изготовления. Статьи ориентированы на уже имеющий некий опыт авиамоделистов, которые уже научились строить несложные модели и хотели бы разработать и построить новую модель по чертежам своей собственной разработки. 

Все мысли и методики, изложенные ниже, являются личным мнением автора.

Итак, начнем!

Вы выбрали модель и решили её строить. В голове уже сформирован список примерных требований к будущей модели (размеры, материалы, комплектующие и т.п.). Первое, с чего необходимо начать, это поиск чертежей нормального качества. В этом нам поможет всемогущий Интернет, на бескрайних просторах которого такое обилие чертежей, что простое вбивание фразы «Су-34 чертеж» в поисковой строке Гугла, способно одновременно и обрадовать, и озадачить.

На какие основные характеристики чертежей прототипа стоит обратить внимание?

1. Наличие всех необходимых видов. Нам нужны как минимум вид сверху, вид сбоку и вид спереди. Также очень приветствуются чертежи с наличием вида снизу, слева, сзади, с выпущенными и убранными шасси, и особенно приветствуется наличие сечений фюзеляжа и прочих элементов конструкции.

2. Детализация. Мы же хотим построить копию? Или полукопию?  В любом случае, наличие прорисовки таких сложных элементов как зализы, мотогондолы, стойки шасси, значительно облегчат наш труд. Также обратите внимание на четкость прорисовки (в идеале — тонкие четкие линии) и разрешение файла (чем больше точек, тем более точны чертежи).

3. Аутентичность чертежей. Тут, конечно, нужен опыт. На просторах сети весьма много некачественных чертежей (например, сканы журнальных страниц), по которым модель построить можно, но насколько точна она будет — вопрос.

Хорошо, будем считать, что чертежи мы нашли. Например, такие:

С хорошей прорисовкой элементов, наличием сечений и схемами отдельных узлов (скачать чертежи можно тут).

Теперь эти чертежи нужно подготовить для использования в САПР. В этом нам поможет любой графический редактор, например, Photoshop (я использую CS6). Наша задача создать отдельные чистые чертежи для каждого из видов (сбоку — спереди — сверху) и нарезать сечения.

Запускаем редактор, открываем первый из двух файлов. В файле вид самолета сверху и снизу.

При помощи инструмента «прямоугольное выделение» выделяем фрагмент чертежа, в который войдет вид самолета сверху.

Копируем выделенную область в буфер (можно при помощи комбинации клавиш Ctrl+C).

Создаем новый файл (Ctrl+N).

Обратите внимание на выделенные пункты. Пункт «Preset: Clipboard» говорит нам о том, что новый файл будет создан с использованием размеров изображения, скопированного в буфер. Это как раз то что нам нужно, нажимаем ОК.

Вставляем скопированное изображение из буфера в новый файл (Ctrl+V).

Теперь нам нужно очистить чертеж от лишних надписей, выносок и частей других видов. Используем инструмент «Ластик».

Задаем удобные параметры ластика (размер) и ставим непрозрачность на 100%.

Начинаем стирать все лишнее. После нескольких минут работы получаем вполне себе чистенький вид сверху.

Разворачиваем по часовой стрелке на 90 градусов и отображаем зеркально (пункты меню Image — Image Rotation — 90CW и Image — Image Rotation — Flip Canvas Horizontaly) - так будет удобнее работать в Солиде. Нам нужно чтобы самолет смотрел вниз и было в наличии левое крыло.

Для того чтобы в Солиде было удобнее производить обвод чертежей, необходимо сделать наш чертеж светлее, т.к. рисовать черным по черному весьма затруднительно. Я не большой знаток фотошопа, может есть и другие способы заменить черный на серый, но я делаю так:

Число -60 подбираем по месту — чертеж должен быть серым, но читаемым.

Примерно так должно получиться:

Сохраняем файл в отдельную папку, не забываем, что Солид умеет работать только с картинками, так что не забываем при сохранении выбрать тип файла JPEG.

Таким же способом получаем вид снизу.

Открываем второй файл с начальными чертежами, смотрим, чем можно воспользоваться.

Два боковых вида, вид спереди, сечения фюзеляжа. Неплохо! Вполне достаточно для создания виртуальной модели.

Тем же самым способом выделяем чистые чертежи в отдельные файлы. На виде сбоку оставляем отметки сечений.

Боковые виды разворачиваем таким образом, чтобы нос самолета был слева.

Таким образом, мы получили 16 файлов с основными видами и сечениями.

Скачать результат работы можно по ссылке.

Второй этап разработки.

111
19:55
Очень нужная тема! Иван — ты как сенсей, несешь знание в народ!
Ну и вопрос на засыпку. А если чертежи без сечений, где их брать? Создавать по видам сбоку-сверху?
20:23
Спасибо, Лёша! Учитель в третьем поколении, чего уж тут 😊

Очень часто бывают модели, для которых не найти сечений (Як-54 — так и не смогли найти), в этом случае приходится обходиться без них, ориентироваться на фотографии, придумывать свои (так намного проще). Это нормально, но в этом цикле статей хочется рассмотреть именно «правильное» построение модели, чтобы было посложнее.
20:27
В качестве анонса: в результате цикла статей будет построена модель Су-34 (строить будем сначала поверхностями), подобрана электроника, смоделированы подвижные элементы конструкции (шасси), модель продуем в трубе, испытаем перегрузками, ну и подготовим чертежи для лазерного и фрезерного станков.

Останется найти желающего собрать.
23:20
А может thunderbolt p 47 размахом 1900? Тот что с гаргротом за фонарем? 😊
23:25
Такой мужской аппарат-
20:04
Красив! Может быть в качестве проверочной работы с учениками сделаем. Но сейчас, увы, задача именно су-34. А ты себе такой хочешь?
20:19
Возможно. Если созрею на копию. Продумываю варианты нового проекта.
20:22
В общем, тему засорять не буду- жду следующую часть статьи.
13:44
+1
А вот уже готово!