Разработка моделей. Этап 2 - Масштабы, размеры

Второй этап разработки модели, начало читайте тут.

ВНИМАНИЕ! Предполагается что Вы уже обладаете некоторыми навыками работы в SolidWorks, хотя бы успешно прошли все встроенные в САПР учебники.


Как правило, приступая к разработке новой модели, мы уже примерно представляем, какого рода силовая установка будет использована. Исходя из информации о моторе, будем выбирать масштаб будущей модели.

Итак, для нашей Су-шки в качестве двигательной установки будут использованы пара импеллеров 90-го размера. Вот таких, например:

Каждая установка выдает около 2800 гр тяги на 6 банках. Внутренний диаметр 90мм, внешний — 94мм.

Давайте примерно прикинем, в каком масштабе нужно выполнить модель, так чтобы импеллеры поместились внутри неё.

Запускаем SolidWorks (у меня версия 2017 SP4.0), создаем новый документ типа «Деталь».

На виде спереди создаем новый эскиз, в котором рисуем окружность диаметром, совпадающим с внешним диаметром импеллера (т.е. 94мм). Не важно, где будет расположен центр окружности, у меня он совпал с исходной точкой.

Теперь вставляем в эскиз рисунок вида спереди. Меню Инструменты — Инструменты эскиза — Картинка эскиза.

Выбираем файл «Вид спереди.jpg».

Картинка вставлена в эскиз, теперь можно подогнать размеры и положение картинки.

Примерно с такими размерами наш импеллер свободно помещается внутри мотогондолы, для крепежа импеллера также остается место. Сохраняем изменения для картинки.

Рисуем горизонтальную линию, совпадающую по длине с размахом.

Смотрим, какой длины получилась наша линия. Примерно 1453мм.

Самое время подобрать масштаб! Ищем в сети размеры прототипа (по данным сайта airwar.ru):

Размах — 14,7м. Что же, 14700мм в оригинале и 1453мм в модели — выбираем масштаб 1:10, т.е. размах модели доводим до 1470мм.

Для расчетов необходимых размеров я обычно пользуюсь таблицей Excel, куда заношу все размеры оригинала, а масштабные размеры рассчитываются по формулам. Так же этот файл служит неким хранилищем данных о комплектующих и материалах, списком примечаний и прочей полезной информации.

Пока в нем не так много информации, но к финалу файл будет содержать много интересного.

Закрываем проект в SolidWorks, можно даже не сохранять — все что нужно мы от него уже получили. Новый проект типа «Деталь». Новый эскиз на плоскости «Сверху». Рисуем прямоугольник и осевую линию.

Выделяем нижнюю вершину осевой линии и Исходную точку. Добавляем взаимосвязь «Совпадение». Теперь осевая линия прямоугольника будет осевой линией нашей модели, а сам прямоугольник — границами модели.

Задаем размеры прямоугольника (размах и длина модели).

Вставляем в эскиз картинку с видом сверху (меню Инструменты — Инструменты эскиза — Картинка эскиза).

Изменяя размеры картинки, загоняем её в рамки прямоугольника. Т.к. у нас на рисунке правое крыло изображено только наполовину, ориентируемся по осевой линии. Должно совпасть:

1. Носовой обтекатель с начальной точкой.

2. Обрез крыла с боковиной прямоугольника.

Что же мы получаем в результате? А не вписывается наша модель в указанный прямоугольник. Что-то не так с исходными размерами.

Как ни странно, но такое происходит довольно таки часто. Найти адекватные чертежи, точные размеры весьма не просто. Ищем ошибку, скорее всего, ошиблись с размерами на airwar.ru...

По данным Википедии, размах прототипа 14,7м (как у нас), а вот длина — 23,3м!

Попробуем поправить размеры прямоугольника исходя из новой информации:

Ну вот, другое дело! Не забываем внести изменения в экселевский файл (длина, высота), добавим туда же до кучи базу и колею шасси, а также угол стреловидности (без масштаба конечно).

Есть еще один маленький недостаток — осевая линия проходит не точно через середину, придется немного повернуть рисунок. Дефекты такого плана в исходных чертежах часто встречаются в отсканированных копиях.

Осталось только выбрать цвет фона для придания чертежу «прозрачности».

Сохраняем эскиз и переименовываем его в «Рисунок сверху».

Сохраняем файл. Возьмите в привычку часто сохранять файл, несмотря на стабильность SolidWorks, вылеты все же случаются, очень обидно потерять часы работы из-за банальной забывчивости. Тем более что сохранить файл можно при помощи стандартной комбинации клавиш Ctrl+S.

Создаем еще один эскиз, теперь на плоскости «Справа». Преобразуем в него осевую линию из эскиза «Рисунок сверху».

Дополняем эскиз прямоугольником произвольного размера, но левая и правая стороны прямоугольника должны совпадать с началом и концом осевой линии.

Вставляем картинку вида сбоку (ту, что без шасси).

Выравниваем осевую линию эскиза и осевую линию на рисунке, растягиваем картинку до нужных размеров, поворачиваем (если нужно) и указываем прозрачность.

Подгоняем верхнюю сторону прямоугольника под обрез киля. Нижнюю сторону пока оставляем как есть.

Сохраняем эскиз под именем «Рисунок сбоку (без шасси)».

Создаем еще один эскиз, снова на плоскости «Сверху». Размещаем на нем картинку вида снизу.

Подгоняем размеры так, чтобы картинка максимально совпала с картинкой вида сверху.

Задаем прозрачность и сохраняем эскиз под именем «Рисунок снизу».

Еще один новый эскиз, на этот раз на плоскости «Справа». Вставляем картинку с видом сбоку, но теперь уже с выпущенными шасси.

Точно так же изменяем положение и размеры картинки до максимального совпадения.

Хотя, максимального совпадения добиться весьма сложно с такими исходниками. Обратите внимание: «нос» и «хвост» совпали, а вот линия гаргрота на обоих чертежах совсем не совпала. Издержки неточности исходников...

Сохраняем эскиз (прозрачность картинки не забыли задать?) под именем «Рисунок сбоку (с шасси).

Обратите внимание, эскиз „Рисунок сбоку (без шасси)“ у нас со знаком „(-)“. Это говорит о недостаточной параметризации эскиза (не заданы все размеры у сторон прямоугольника). Сейчас мы это поправим. Переносим (просто мышкой) эскиз „Рисунок сбоку (с шасси)“ наверх, так чтобы он располагался выше эскиза „Рисунок сбоку (без шасси)“.

Открываем для редактирования эскиз „Рисунок сбоку (без шасси)“. Теперь мы можем задать расстояние от осевой линии до нижнего среза шасси.

Сохраняем эскиз, теперь все эскизы у нас доопределены, нет знаков „минус“ перед именем эскиза. Возьмите себе за правило всегда полностью определять эскизы.

Остался еще один вид — вид спереди. Создаем эскиз на плоскости „Спереди“, рисуем прямоугольник, преобразуем линии, добавляем взаимосвязи.

Вставляем и подгоняем картинку вида спереди.

Сохраняем эскиз как „Рисунок спереди“. Выделяем все созданные эскизы и объединяем их в новую папку.

Папке присваиваем имя „Рисунки оригинала“. Теперь все начальные эскизы находятся в своей папке. Организация элементов по папкам очень облегчает жизнь. Дерево элементов позволяет вкладывать папки в папку, что значительно облегчает поиск нужного элемента (особенно в большом по объему проекте).

Итак, мы выбрали масштаб, разместили основные виды в проекте SolidWorks и готовы начать проектирование. Ну а пока можно покрутить картинки, представляя себе, как будет выглядеть новая модель.

Следующая часть.

96
Нет комментариев. Ваш будет первым!